История народной музыки. Формирование народной музыки. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Районная научно-практическая конференция учащихся

Секция «Мир моих увлечений»

Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»

Работу выполнил

Иванова Елизавета,

учащаяся 4 класса «Б»

МБОУ «СОШ №56»

Научный руководитель:

Лыченкова Ирина Витальевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №56»

Новокузнецк 2015 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть…………………………………………………………………..5-11

Заключение……………………………………………………………………....11-13

Список используемой литературы……………………………………………..13

Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?

Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.

На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.

На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».

«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.

На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.

Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)

Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.

Задачи:

1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.

2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»

3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

Объект моего исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.

В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Основная часть

Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)

1.Старинные слова;

2.Внутреслоговые распевы;

3.Соло и подхват;

4.Ак капелла;

5.Напевность, протяжность;

6.Название равно началу.

Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)

Эпические народные песни:

1.Былины

2.Исторические песни

3.Баллады

Обрядовые народные песни:

1.Песни календарного круга

2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)

Хороводные, игровые, плясовые песни:

1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)

2.Комедийно – шуточные

3.Скорые хороводные

4.Удалые молодецкие

5.Беседные, гостевые и др.

Трудовые народные песни:

1.Сельские (посевные, жатвенные)

2.Фабричные

3.Бурлацкие (артельные, и др.)

Песни революционной борьбы:

1 Революционные песни борьбы и протеста

3.Патриотические песни и др.

Городские народные песни. Частушки:

1.Российская песня

2.Городская песня

3.Припевки, припляски

4.Страдания и др.

Протяжные лирические песни:

1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)

2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)

3.Общие лирические и др.

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной.

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в пес­нях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:

Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)

Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.

Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?

Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.

Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.

Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.

Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.

Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.

... Ну и вот, жена, те работница,

С Руси русская полоняночка...

Полоняночка, с Руси русская,

Она глазами лебедей стережет,

А руками кудель пряжет,

А ножками колыбель колышет...

Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).

Заключение

В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».

Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.

Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Литература

    Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006

    Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011

    Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.

Гуренкова Алена. Ученица 6 класса.

Сочинение "Русская народная песня - отражение русской души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня - отражение русской души

Нигде нет такой литературы, как у нас,
у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в
народе великой души...
М. Горький

Слово, люди, добро, род, родня, Родина...Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово...и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята,бери дружно», «Дубинушка».)

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал…
Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы, мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, - писал И.А.Ильин, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?...»

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню.И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» - пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».

Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Сочинение

С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются - люди продолжают их петь.

Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.

В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость, душевность.

Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы

запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.

Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» - удалым добрым молодцам, Разин говорит:

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,

Что до той ли до проточинки Червоныя,

Как до славного до острова Кавалерского.

Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,

Нам атласу и бархату по размеру всем,

Золотой парчи по достоинствам,

Жемчугу по молодечествам,

А золотой казны сколько надобно.

Основная идея таких песен - выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.

В XVIII - первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756-1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.

В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877-1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.

Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.

Главное в народных песнях - выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

В продолжение темы:
Linux

Социальная сеть «Фотострана» многим не нравится своей навязчивостью, что также проявляется, когда пользователь желает удалить свой аккаунт. В самой сети есть подводные камни,...

Новые статьи
/
Популярные