Полная история настольных игр. Классификация настольных игр Настольные игры что из чего

Настольные игры — это, если вы не в теме, такие игры, в которые играют за столом. «Дурак» и другие карточные игры — настольные. Шахматы — тоже. Популярная во всех странах Activity, конечно, сюда же. Мы решили разобраться в том, зачем нужны настолки, кто в них играет и где их взять в Хабаровске

Настольные игры не требуют активного перемещения игроков. Только если вы не играете в фанты и вам не досталось задание «подпрыгнуть на одной ноге 10 раз». Предметы, используемые в настольной игре, в прямом смысле умещаются на столе. Ну, иногда мы играем в них на полу. Это тоже считается.

История настольных игр насчитывает как минимум 5500 лет. Самая старая из известных игр — прародитель всех современных фишечных и шашечных игр — это «Сенет» .

По легенде, ее придумал древнеегипетский бог знаний Тот для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие. Тогда в году было 360 дней, и богиня не могла родить ни в один из них. В этой игре победу одержал Тот — конечно, он ведь эту игру придумал. Бог выиграл пять суток для богини Нут, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре. Ученые честно пытались понять, как играть в сенет, но точных правил никто не нашёл. Вот и Хонсу, видимо, не понял, потому и проиграл. И теперь мы работаем на пять дней больше каждый год.

Нарды появились около 3000 года до н. э. Первая известная игра по типу шахмат — чатуранга — была придумана в Индии в V веке н. э. Игральные карты возникли на Востоке в XII веке. Короче, в настольные игры человечество играло давно, причём игры считались роскошью и были доступны только высшим слоям населения.

Но всё, что когда-то было достоянием только элитарной культуры, со временем переходит в массовую. Нельзя определить точно, когда в игры начали играть все. Это происходило постепенно — и вот, теперь карты, шахматы и шашки есть почти в каждом доме.

Настольные игры в России

У нас всё началось с бирюлек. В них играли еще наши прапрадедушки, и их прапрадедушки, скорее всего, тоже. Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл.

Потом кто-то придумал «Гусёк», игру, которая в XIX веке трансформировалась в «Путешествие». В неё играли на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта.

«По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры», — пишет российский этнограф Александр Терещенко в своём труде «Быт русского народа». Кто дойдёт до конца первым, тот и победил. Вот иллюстрация уже модифицированной игры.

В XIX веке стали делать настольные игры с исторической подоплекой: было много стратегических игр, посвящённых русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, при помощи которых дети изучали историю, языки, азбуку. Они были сделаны по принципу старого доброго лото.

В период СССР настольные игры сначала выступали просто в качестве одного из вариантов проведения досуга, а потом, приобрели дополнительные пропагандистские и воспитательные функции. В продажу поступали только самые лучшие игровые издания, направленные на воспитание достойного гражданина советской страны. Самыми популярными в восьмидесятые годы были «Приключения на Луне» (где надо спасать героев в космическом пространстве, которые попадали в разного рода передряги) и «Старый замок» (где надо найти выход из лабиринта в замке). В девяностые все играли в «Менеджера»: инфляция, приватизация и ввод купюр крупного номинала в обращение — все «прелести» мировой экономической жизни того времени на твоем столе. Еще был популярен «Вестерн» — тоже экономическая игра, но здесь, помимо серьезности, было много приколов. То игроки попадают в перестрелку, то тратят все свои деньги на проституток, то торгуют наркотиками. Реалистично.

Потом мы на какое-то время забыли об играх. А в 2008 году появилась «Мосигра». Будущая команда будущего — надо заметить, крупнейшего в России — начала свой бизнес с продажи партии игры «Шакал». Это странная стратегия, в которой есть поле и фишки, но нет кубика, фишки выставляются в произвольном порядке и вообще творится не весть что.

Пиратский «Шакал» был популярен еще в восьмидесятых по всему миру, поэтому предприниматель Дмитрий Кибкало не прогадал: тираж разошелся. Сначала команда распространяла игры через интернет, но потом они поняли, что клиенту хочется рассмотреть игру перед покупкой, и открыли реальный магазин. После этого «Мосигра» стала популярной в других городах России, а затем и за пределами страны.

На данный момент, в России два крупных игрока рынка настольных игр — «Мосигра» и Hobby Games. Оба магазина заказывают игры из-за границы и переводят их, а также изготавливают свои. Среди них встречаются и модификации известных игр, в которые можно играть годами, и всякие «однодневки».

Михаил Строев

Директор хабаровского магазина Hobby Games

«Чисто субъективно настольные игры становятся всё более популярным развлечением. Хотя бы потому, что у нас ежемесячно растет число клиентов. Иногда вижу играющих людей в общественных местах. У нас покупают игры руководители детских лагерей, кафе, пиццерий, домов отдыха и развивающих центров. То есть, конечно, настольные игры все больше проникают в жизнь хабаровчан. Но, если брать сравнительный уровень, то мы еще в каменном веке. Допустим, в Германии считается нормальным иметь дома шкаф под настольные игры, а конвенты настольщиков собирают десятки тысяч людей».

Классификация

На самом деле, классификаций много. Все не перечислишь. Эту нам помог составить главный хабаровский настольщик Михаил Строев, но она тоже условная. Одна игра может встречаться в нескольких типах, и это нормально, потому что сейчас придумали такие игры, что отнести их к одному виду невозможно.

1. Игры для вечеринок (party games). Это весёлые и по возможности простые игры, не требующие от игроков подолгу вникать в правила. Игры на ассоциации (Alias , «Воображарий» , Activity и другие), на реакцию («Свинтус»), ролевые игры («Мафия»).

2. Карточные игры. Сюда входят и всем известный «Дурак», и менее известная Magic: the Gathering. У каждого игрока есть своя колода с заклинаниями, ресурсами и существами, которых он вызывает на поле битвы сражаться за себя. Игра коллекционная, то есть каждый год к ней выходят новые карточки, ими можно обмениваться, собирать определённый тип карточек и всё в таком духе. Может быть, скоро на немногочисленных хабаровских прилавках настольных игр появятся карточные покемоны. Помните таких?

3. Абстрактные (или логические) игры. Шахматы, шашки, нарды и различного рода головоломки.

4. Стратегии. Здесь производители по всему миру гуляют не на шутку. Есть как довольно простые («Каркассон» , к примеру, так и трудные. Например, в «Игры престолов» по мотивам одноимённого сериала можно вникать несколько часов.

5. Игры с миниатюрами. Сюда относятся все игры в солдатиков, «железная дорога» и прочие игры в игрушки. Самый яркий представитель из ныне популярных настолок — Warhammer 40000. Взрослые дядьки клеят солдатиков и бронетехнику будущего, потом красят их в свои цвета и, дай бог, когда-нибудь добираются до игрового стола размером 1,8 на 1,2 метра. Там размещается ландшафт и отыгрывается та или иная миссия.

6. Ролевые. «Мафия», по идее, должна селиться здесь. Сюда же относятся, в принципе, все игры, в которых на время игры тебе отводится какая-то роль. Короче, все стратегии и ещё многие из выше перечисленных игр можно отнести и сюда.

Кому нужны настольные игры в Хабаровске

В этом бизнесе, как и в любом другом, есть две стороны: продавец и покупатель. Будет спрос — будет и предложение. Но предложений в нашем городе пока больше.

«Мы не первые, кто открыл специализированный магазин настолок. В 2010-м товарищ моего товарища попробовал себя на этом поприще, но продержался буквально полгода и закрылся».

Михаил Строев

Директор хабаровского Hobby Games

И этот «товарищ товарища» был не одинок в своих стремлениях. В интернете есть масса магазинчиков, которые торгуют настолками «между делом», закупая небольшие партии. Если говорить о более серьёзных предпринимателях, то в Хабаровске, кроме Hobby Games, есть ещё несколько магазинов настольных игр. «Хабигра» , у которых есть реальный магазин, а в их «мертвой» группе ВКонтакте почти 594 подписчика, «Игра Маркет» , на сайте есть 59 игр, продаются только через Интернет. «Игруччо» — самый непопулярный, судя по количеству откликов в соцсетях. Это всё, что удалось найти. Почему такие «магазины» не живут у нас долго?

Успех не приходит, потому что большинство хабаровчан просто не знает, что свой досуг можно проводить именно так.

Большинство всё еще думает, что настолки ограничиваются шахматами, нардами и различными карточными играми. В лучшем случае они знакомы с «Монополией», некоторые — с «Алиасом». С появлением интернет-магазинов настольных игр люди начали знакомиться с другими играми, увидели, что они бывают не только такими, к каким мы все привыкли.

«Фанаты, несомненно, у нас есть, думаю, человек сто на город наберется. Основные клиенты — это молодежь до 35 лет. 68% мужчин, 32% женщин. Более взрослые люди совсем редко к нам заглядывают и их, как правило, интересует классика вроде лото, шахмат или нард. Их можно понять: чем старше человек, тем меньше он экспериментирует».

Выходит, что не так уж много у нас любителей настольных игр. Тогда как заработать на этом денег? Есть ли вообще смысл торговать настолками в нашем городе? Смысл есть только в одном случае: если занимаешься продажей не между делом, а на полном серьезе. Ищешь клиентов, хорошее помещение, вкладываешься в рекламу, сотрудничаешь с заведениями, которым эти игры нужны — в общем, заморачиваешься.

«Я ради этого ушел из аппарата губернатора краевого правительства. Некоторые родственники до сих пор недоумевают, как можно было отказаться от карьеры чиновника».

Зачем играть в настолки

HLEB — за интересный досуг. Поэтому, чтобы вы сейчас же закрыли браузер и собрали компанию для игры, мы рассказываем о плюсах настольных игр:

  • они развивают различные навыки, от коммуникации до аналитического мышления и логики;
  • они пробуждают в нас эмоции, заставляют смеяться и радоваться;
  • их большое множество, можно выбрать любую на свой вкус;
  • они универсальны: в них можно играть где угодно и когда угодно;
  • они скрасят твоё ожидание в поезде и в самолёте;
  • они оторвут тебя от телевизора и компьютера;
  • они сблизят тебя с любимыми людьми;
  • это отличный подарок к любому празднику.

«Настольная игра — это отличный повод чаще встречаться с друзьями. Сегодня, когда мы проводим за компьютером по 16 часов в день с перерывом на сон, живое общение становится всё более востребованным.

Специально для читателей HLEB магазин Hobby Games дарит промо-код, по которому вы можете получить скидку 10% при покупке настольных игр в магазине, в ТРЦ «Магазины Радости» (1 этаж возле бокового входа) с 10:00 до 22:00.

Промо-код: «БАЗИНГА». Представьте, что вы гениальный физик-социопат, сделайте бугагашеньку и получите скидку. Промо-код действует до 11 декабря.

Играйте чаще.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.

История

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни.

4 тысячелетие до нашей эры Сенет - имевшая хождение в Древнем Египте игра шашечного типа, самая древняя из более или менее достоверно известных на сегодняшний день настольных игр. Около 3000 года до нашей эры Нарды - игра шашечного типа, появившаяся на Ближнем Востоке и сохранившаяся до сих пор, хотя и в изменённом виде. Не позже этого времени были изобретены игральные кости , которые являются частью нард и применяются во многих других настольных играх. Чаупар - игра шашечного типа, распространенная в Индии . Имеет поле крестообразного типа. В качестве игральных костей использовались раковины каури . Модификация этой игры под названием Пачиси и сейчас очень популярна в Испании. А в России называлась «Не злись, дружок». 2 тысячелетие до нашей эры Го и Го-моку - игры шашечного типа, в которых фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё. Появились в древнем Китае и сохранились по сей день, с минимальными изменениями. 1 тысячелетие до нашей эры Игры шашечного типа в Европе - древнегреческая петтейа (petteia, pessoí, psêphoi , или pente grammaí ) и древнеримская латрункули (latrunculi ). V век Чатуранга - первая известная игра шахматного типа, - появилась в Индии. VI-VII век Шатрандж (среднеазиатский, персидский, арабский) и сянци (китайские) - потомки чатуранги появились и начали распространение, соответственно, со Среднего Востока в Европу и из Китая в остальные страны Юго-восточной Азии. VIII-X век В Европе появляются шашки современного вида, в частности, русские и скандинавские. Начало 2 тысячелетия нашей эры Чанги в Корее и первые варианты сёги в Японии. В Европе - появление современных правил шахмат, распространение игры по всем европейским странам. XII век Появление на Востоке игральных карт . XIII-XIV века Проникновение в Европу карт, карточных игр , а также игры в нарды . К этому же периоду относятся первые сохранившиеся указы европейских светских правителей и духовных лидеров, запрещающие настольные игры: кости, карты, шахматы. Как ни странно, шашки выпадают из этого ряда, их в Европе никто никогда не запрещал. XV век Завершение эволюции шахмат в Европе. Впоследствии в правила вносятся лишь мелкие косметические изменения. XVI век Появление современных сёги в Японии. XVIII век В Италию ввезена из Азии игра домино . 1723 год Английский шашист польского происхождения, оставшийся в истории под прозвищем Поляк, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток и немного изменить правила игры - появились стоклеточные (польские) шашки. Широкое распространение и отсутствие расхождений в правилах игры сделало этот вариант шашек международным. 1743 год Англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle) созданы правила современных коротких нард (backgammon). Около 1870 года В Китае появилась игра маджонг . К 1920 году маджонг стал национальной китайской игрой, был известен в Японии, Корее, других странах Юго-Восточной Азии. Попав в начале 1920-х годов в США, он стал довольно популярен и оттуда распространился в Западную Европу. В Великобритании изобретена игра реверси . Популярность игры к началу XX века сойдёт на нет. 1934 год Чарльз Дэрроу создал Монополию - настольная игра в жанре экономической стратегии для двух и более человек. 1936 год Сформированы современные классические правила рэндзю . 1938 год Скрэббл Альфреда Баттса 1957 год Риск В Японии под новым именем «Отелло» возрождена и стала довольно популярной давно забытая игра реверси . С 1977 года проводятся чемпионаты мира по реверси. Dungeons and Dragons - первая коммерческая настольная ролевая игра 1983 год Talisman: The Magical Quest Game - одна из первых настольных игр в фэнтезийном сеттинге . Прошла через несколько переизданий. 1988 год Мишель Лале (Michel Lalet) и Лоран Леви (Laurent Lévi) создали Абалон - настольную стратегическую игру для двух человек. 1993 год Magic: The Gathering Ричарда Гарфилда - первая коллекционная карточная игра . 1995 год Колонизаторы Клауса Тойбера открыли серию многочисленных игр немецкого стиля . 2004 год Энергосеть Фридмана Фриза - сочетание экономической стратегии с игрой на занятие территории. 2010 год Карманные сражения Франческо Сироччи и Паоло Мори - тактическая карточная игра, моделирующая бой между двумя армиями.

Классификация

Возможны различные способы классификации настольных игр.

По типу используемых предметов :

  • Игры миниатюр (англ. Miniature games ) - солдатики , «железная дорога »
  • Игры с карандашом и бумагой (англ. Paper and pencil game ) - Крестики-нолики , Морской бой , Точки , Балда
  • Настольные игры с игровым полем - шахматы , шашки , нарды , мельница
  • Игры, основанные на узоре и плитках (англ. Tile-based game ) - маджонг , домино
  • Ролевые игры - мафия
  • Словесные игры - контакт
В свою очередь игры перечисленных типов могут дальше подразделяться по особенностям оформления и механизма игры. Полной классификации не существует, но обычно в каждом классе имеется несколько широко известных, различающихся по механизму игр, таких, что остальные можно рассматривать как их варианты. Так, например, игры на специальных досках можно разделить на игры шахматного и шашечного типа (первые - с неравноценными фигурами, вторые - с равноценными фигурами), в играх шашечного типа, в свою очередь, можно выделить игры с неподвижными (го, рэндзю) и подвижными шашками, последние делятся на шашечные и нардовые, к которым относятся уже конкретные модификации соответствующих игр: русские, английские, турецкие, международные шашки, длинные и короткие нарды, уголки и многие другие.

По количеству игроков :

По степени кооперации игроков :

  • Каждый за себя. Все остальные участники игры являются соперниками игрока, он выигрывает или проигрывает единолично. См. антагонистическая игра . Примеры: шахматы , преферанс .
  • Команда на команду. Игроки изначально сгруппированы в команды, которых может быть две или более. Хотя участвует в игре (то есть принимает решения и делает ходы) каждый из игроков единолично, соперничающими сторонами являются команды; команда выигрывает или проигрывает целиком, как правило, победа или поражение фиксируются либо по первому проигравшему (проиграл один из игроков команды - его команда проиграла), либо по победителю (вышел победителем один из игроков команды - его команда победила), либо по какому-либо единому интегральному показателю (победителем становится команда, игроки которой набрали в сумме больше всего очков). Большое влияние на результат оказывает умение игроков команды действовать совместно, при том, что во многих играх правила запрещают игрокам одной команды общаться и договариваться во время игры, так что для выигрыша им необходимо умение «читать» состояние дел у своих партнёров по ходу игрового процесса. Пример: бридж .
  • Коалиционные игры. Игра начинается как «каждый за себя», но по ходу действия игроки могут самостоятельно объединяться в группы (коалиции) и действовать совместно. Коалиция, победившая своих противников, либо объявляется победившей целиком, либо распадается и продолжает игру, в которой игроки могут играть в режиме «каждый за себя» или образовывать новые коалиции. Коалиционные настольные игры крайне редки, так как сложно добиться сбалансированности игрового механизма, чтобы избежать предопределённости результата - заведомого проигрыша меньшей коалиции или одиночки.
  • Кооперативные игры: игроки играют на общий результат - вместе выигрывают или проигрывают. Примеры: Пандемия , Ханаби .
Многие коммерческие карточные игры играются вчетвером, пара на пару, а вот маджонг, при тех же четырёх игроках - игра типа «каждый за себя». Характерной коалиционной игрой являются трёхсторонние шахматы (которые одновременно могут служить примером сложности достижения баланса в коалиционной игре).

По динамике :

  • Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход (в официальных соревнованиях может практиковаться контроль времени). Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример - Цивилизация Сида Мейера: Настольная игра .
  • Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора оптимального момента. Пример - лото , где одинаковые карточки могут быть у нескольких игроков, и в лучшем положении оказывается тот из них, кто успевает первым объявить об этом.

Разделение на динамические и пошаговые игры не абсолютно, есть игры с элементами того и другого подхода. Например, шведские шахматы - в них игра в каждой паре ведётся по пошаговой схеме, но зависимость между одновременно играемыми в парах партиями добавляет в игру динамическую компоненту.

По характеру игры :

  • Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.
  • Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор. Роль случайности может быть полностью определяющей (пример - игра в кости), но может быть и ограничена (преферанс , нарды). В последнем случае случайный фактор дополняет логическую составляющую игры, и в действиях игроков появляются два новых (по сравнению с неазартными логическими играми) элемента - суметь максимально эффективно использовать благоприятный случай и по возможности заблаговременно подготовиться к неудаче и смягчить её последствия. Можно отметить, что именно такое определение азартных игр не общепринято: иногда к азартным относят только игры, в которых фактор случайности играет определяющую роль, а те игры, в которых, при наличии фактора случайности, выигрыш в значительной мере определяется умением игрока, определяют как подкласс интеллектуальных игр. По этой классификации, например, кости, рулетка или очко попадают в число азартных игр, а преферанс, покер и нарды можно считать интеллектуальными.
  • Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример - Морской бой.
  • Игры с неполной информацией - игры, в которых хотя бы один игрок хотя бы ограниченное время располагает информацией об игре, которой нет у хотя бы у одного из его соперников (морской бой), либо случайный фактор влияет на выбор хода, его результат или порядок ходов. К таким играм относится, например, игры с костями и подавляющее большинство карточных игр (преферанс , покер , бридж , нарды).
  • Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является. Так, те же шахматы исходно были моделью военного сражения, но к настоящему времени аналогия шахматной партии и сражения чисто условна. Го можно трактовать как модель соревнования по освоению территории или рынка, но и это - лишь надуманная аналогия, прямого соответствия между ходами на доске и определёнными действиями в реальном мире нет. Все карточные игры являются абстрактными.
  • Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. К этой категории можно отнести все «экономические» настольные игры. Сюда же можно отнести игры, в которых имитируются реальные события в вымышленном мире, например, Warhammer 40000 . В свою очередь, имитационные игры можно далее разделить по тематике:
    • Экономические конкурентные - моделирующие экономическое соревнование, борьбу за рынок, освоение территории и прочее.
    • Экономические управленческие - моделирующие некоторый объект управления (город, территорию, страну), которой необходимо управлять для достижения заданных социально-экономических результатов.
    • Военные стратегические - моделирующие военное столкновение в масштабах войны в целом, возможно - с имитацией элементов экономики воюющих государств. Элементарным подразделением, доступным для управления в подобных играх, может быть воинское соединение типа полка, бригады или дивизии.
    • Военные тактические - моделирующие военное столкновение в масштабе конкретного боя, сражения на ограниченной территории. Минимальной «единицей управления» здесь обычно бывает отделение, взвод, рота, конкретная боевая машина и т. д.
    • И так далее…

По области использования :

  • Для досуга, развлечения
  • Для общения, коммуникации
  • Азартные, соревновательные
  • Головоломки, для разминки мозгов
  • Обучающие, тренинговые, образовательные
Общаясь с друзьями, не знакомыми с моим основным хобби, очень часто встречаю непонимание или неверную интерпретацию понятия «настольная игра». Как минимум это воспоминание о шашках и шахматах, как максимум - о «Монополии». Именно данный прискорбный факт заставил меня сесть и написать эту статью, призванную окончательно расставить все точки над «i».

В английском языке под «настольной игрой» (board game) понимают определенный узкий класс игр, где обязательно существуют игральное поле и фишки, которые надо по нему перемещать. Название, скорее всего, происходит от шахмат, шашек, нард и Го, где полем служат игральные доски (board). Остальные игры, где данное поле не используется, определяются уже как карточные игры (Card Games), ролевые игры (Role play Games), варгеймы (Wargames) и т. д.

В русском же языке термин «настольные игры» включает в себя большой пласт игр, которые можно объединить по следующим признакам:

  • В большинстве случаев это игра для 2–6 человек.
  • Игра ведется на ровной плоскости, в основном, за столом (отсюда и название «настольные»).
  • В подавляющем большинстве это логические игры (хотя и встречаются исключения, рассчитанные на внимательность или ловкость игроков).

Можно выделить несколько направлений в настольных играх:

Классические игры - шахматы, шашки, нарды и т. п. Игры, в которые люди играют с древних времен, но актуальность не потеряна до сих пор. На мой взгляд, одно из самых гениальных изобретений человечества в игровой индустрии, ведь можно сто раз подряд сыграть в шахматы, и это никогда не надоест. А попробуйте с десяток раз подряд пройти Doom или Age of Empires…

Карточные игры - покер, дурак, преферанс, бридж, различные пасьянсы и еще много всякого такого. К этим играм интерес также не угасает, а может быть, развит даже несколько больше, чем к классическим. Первые карты появились в Китае 7–8 веков и изготовлялись методом нанесения гравировки на хлопчатую ткань. Карта делилась на 2 части (картинка из пьесы и текст), а смысл состоял в том, чтобы подобрать нужную цитату к нужной картинке. В том понимании, в котором карты известны нам на сегодняшний день (колода из 36 карт, 4 масти), они появились все в том же Китае в 12 веке. В Японии 7–12 веков карты использовались наподобие современных викторин - забава для образованной знати. В Европу карты привезли крестоносцы из мусульманского Востока в 11–13 веках, где колоду называли «наиб».

Игры с кубиками - столь же древние, как и классические игры (при раскопках в Китае были найдены кубики, датированные учеными 600 лет до н.э., а в древней поэме Махабрахата («Сказание о великих Бхарата»), написанной на санскрите более 2000 лет назад, также встречаются упоминания об игре в кости). Основной игрой являются кости, ну, а остальные - либо вариации, либо попытка перенести другие настольные игры в плоскость кубиков. Выгода очевидна: кубики малы, занимают мало места, играть можно в любом месте, где есть мало-мальски ровная поверхность. Кроме того, благодаря игре в кости, мы получили великолепный источник случайного числа от 1 до 6 (в более поздних вариациях и от 1 до 3, и от 1 до 10, и т. д.)

Коллекционно-карточные игры - объединяют два занятия: карточную игру и коллекционирование самих карт, ведь каждая из них - уникальна, а некоторые являются редкими или чрезвычайно редкими (1 на 50 или 500 подобных карт). Для того чтобы начать играть, необходимо иметь Стартовый набор. Но, отыграв 2–3 партии, понимаешь, что надо бы прикупить еще картишек, иначе противники тебя часто обыгрывают. Поэтому и продаются наборы, состоящие из 10–15 карт (так называемые «бустеры»), в которых случайным образом лежат карты. Купив их, можно использовать в игре, продавать или, может быть, меняться с друзьями. Если Вам не интересно играть, но Вы настоящий нумизмат - купите альбом и собирайте карточки туда. Многообразие гарантировано - каждый сет каждой игры содержит не менее 200 различных карт. Самой известной ККИ является MTG - Magic The Gathering. Нашими российскими разработчиками было выпущено несколько игр, получивших признание и любовь игроков: «Берсерк», «Война», «Небожители», «Козябла», «Путь Командора» и т. п.

Настольные карточные игры - здесь карты выступают в своей новой ипостаси, исполняя роль различных юнитов, ресурсов, возможностей отрядов или людей. Возможно, использование в дополнение к картам фишек или кубиков. В отличие от коллекционных карточных игр, НКИ идут одним полноценным набором, и докупать к ним для игры ничего не надо. Представителями этого направления являются «Крылья Войны», «Зельеварение», «Князья», карточные «Колонизаторы» и т. п.

Семейные настольные игры или Настольно-печатные - предназначены для широкого круга людей, в идеале для семейного отдыха. Т.е. такая игра будет вполне интересна участникам от 6 до 70 лет, главное, правильно подобрать тематику. Ну, а развернуться здесь точно есть где: экономические, логические, стратегические, исторические, политические, простые бродилки - каждый найдет себе игру по вкусу. Именно эти игры и обозначаются англоязычным термином «board games». Если Вы думаете, что настольно-печатные игры появились у нас лишь после поднятия «Железного занавеса», то Вы ошибаетесь. В России такие игры получили свое распространение в конце 19 века («Скачки», «Игра в гуськи»), но после революции о них неоправданно забыли. В Советском Союзе были распространены первые три типа рассмотренных нами игр (если не считать детских «бродилок»), а интерес к настольным проснулся лишь в конце 90-х и не угасает до сих пор. Кроме изготовления своих собственных игр, фирмы - изготовители локализуют иностранные, что тоже очень приятно, ведь у Запада была фора в целых 70 лет, и за это время им удалось разработать и создать много замечательных игр. «Монополия», «Цивилизация», «Колонизаторы», «Каркассон» - всех не перечислишь.

Ролевые настольные игры - отличаются минимальным набором необходимого «оборудования» и наличием Мастера - ведущего игры. Все очень просто: есть книга правил (рулбук от английского «rulebook»), описывающая основную механику игры и принципы взаимоотношения «игрок-игрок» и «игрок - окружающий мир». Есть генератор случайных чисел (уже упомянутый нами кубик), есть Мастер, который словесно описывает окружающий мир, ведет повествование и следит за выполнением правил, и, наконец, есть Игроки, которые играют и получают от всего этого удовольствие. Конечно, существуют перегибы в ту или иную сторону: можно играть вообще без кубиков и книги правил (так называемые «словески»), а можно добавить карты и миниатюры - все зависит от играющих. Книг правил, а, значит, и разных систем, очень много, следовательно, можно подобрать для себя самую интересную и простую. Хотите быть пиратом, магом, покорителем звезд? Тогда ролевые игры для Вас! Единственной изданной российской ролевой игрой является «Эра Водолея». Кроме нее, официально была переведена и издана «Искусство Волшебства». Но в Рунете можно найти множество переведенных энтузиастами книг из различных систем - DnD. GURPS, Fuzion и т. п.

Варгеймы - раньше были доступны лишь генералам из Генштаба, но теперь даже маленькие дети могут передвигать миниатюрки воинов по полю сражения и моделировать ту или иную боевую ситуацию. Во истину, хобби для настоящих мужчин, которым надо где-то воплотить свои милитаристские амбиции в мирное время. Тут можно выделить три интереса: сама игра, покраска миниатюр, создание диорам - каждый выбирает для себя то, что ему интересно, а, может,и комбинирует их. Сейчас на рынке варгеймов присутствую, как и российские производители, так и иностранные. Что выбрать - вопрос сложный. Иностранные солдатики, конечно, лучше по качеству, зато цена кусается. Наши будут попроще, но и цены демократичней. В общем, каждый выбирает на свой вкус и толщину кошелька.

Надеюсь, после прочтения этой статьи Вы немножко разберетесь в нагромождении различных понятий, и она поможет Вам выбрать ту или иную игру, которая скрасит не один вечер игры Вашей компании.


Искать статьи по словам:

Настольные игры — это популярное развлечение, перетянувшее право первенства на вечеринках у молодежи. Что же это такое? Давайте разбираться.

Немного фактов

Настольная игра – это игра, суть которой заключается в передвигании фишек или других специальных предметов по особому полю или просто передавании их из рук в руки. К настольным играм относят карты, ролевые игры или по другому «ролевки», кости, игры, для которых требуется специальное поле.

Этот вид игр берет свое начало еще во временах 4 тысячелетия до нашей эры. Сохранились и артефакты тех времен – фрески с изображением людей, играющих в «Сенеку» (что-то вроде современных шахмат). Как ни странно, с тех пор в настольных играх мало что изменилось. То есть, внешний вид, правила и прочие нюансы, конечно, подстраивались под современность, но сама суть оставалась прежней.

Классификация настольных игр

Способов разделения и классификаций настольных игр может быть очень и очень много, например:

  1. По количеству играющих. Как уже говорилось – участвовать может как один человек, так и большая компания.
  2. По типу участвующих предметов. Например, карты, кости, солдатики, шашки и шахматы и так далее.
  3. По способу деления участников. Деление на команды, каждый за себя, коалиции участников.
  4. По динамике. Пошаговые стратегии – есть определенная последовательность ходов и действий, динамические игры – исход игры зависит от скорости, реакции и продуманности каждого хода.
  5. По типу игры. Интеллектуальные – шахматы, шашки, некоторые виды карточных игр. Азартные – где результат игры зависит от случая, например, кости, рулетка. Игры, при которых важны физические способности участников – бирюльки, городки.
  6. По своему содержанию. Абстрактные, то есть те, где нет связи с реальной жизнью, например, шахматы или карты. И имитационные, к которым относятся все ролевые, стратегические и прочие игры, где можно провести параллели с реальностью.
  7. Также настольные игры могут делиться по области применения:
  • досуг
  • общение
  • соревнования
  • головоломки
  • обучающие игры

Типы настольных игр

Количество настольных игр, в которые можно сыграть сегодня просто огромное. Настольные игры всегда были популярными - это некий психологический аспект человеческого мышления, который толкает нас на это занятие. Но как же среди всего этого разнообразия выбрать себе занятие по душе? Для этого следует разобраться в вопросе какие типы настольных игр существуют и на какие классификации они распределяются.

Все существующие сегодня настольные игры, так или иначе, распределяются по четырем основным критериям:

  1. по взаимодействию игроков
  2. по тематике
  3. по внутри игровому механизму
  4. по жанровой принадлежности

Каждый из этих основных пунктов имеет свои подкатегории и, соответственно, свои особенности. Если разобраться в них глубже, то вы всегда сможете найти идеальный для себя вариант игры.

А какой тип выбираешь ты?

Итак, первый пункт касается исключительно того, как будут расположены игроки во время игры и как взаимодействовать им придется для того, чтобы достичь победы. Поэтому эту категорию можно разделить на несколько вариантов взаимоотношений:

  • Соревновательный тип. Это процесс, где каждый игрок отвечает исключительно за себя, стараясь победить своих соседей по игре. В данной ситуации все участники являются соперниками, и победа в итоге достанется только одному.
  • Командный или кооперативный тип игры. Здесь все участники делятся на команды, и каждая пытается обыграть другую или же все участники пытаются обыграть саму игру. Здесь можно играть всей командой, поочередно выставляя то одного, то другого игрока. А можно выбрать лидера, который будет совершать все манипуляции в игре от имени всей команды. В таких играх может участвовать достаточно большое количество людей и в итоге побеждает не один игрок, а целая команда.
  • Один против всех. Это тот тип игры, где все участники сражаются против одного. Обычно он выступает в роли злодея. Таких участников может быть сразу несколько, но не больше трех. Для того, чтобы понять такого рода принцип игры, достаточно вспомнить популярную сегодня игру «Мафия» .

Тематика игр

Тематика игр также имеет свои разновидности. Она зависит от того, в какой мир окунаются люди, которые решили сыграть в ту или иную игру. Различные типы настольных игр имеют разную тематику:

  • Реализм - приближенность к нашему миру, реальные жизненные ситуации и игровые моменты
  • Классическое фетази - некоторые элементы сказочного или волшебного, особенные способности у игроков
  • Фантастика - полная противоположность реализму, оригинальные персонажи и уникальное действо, происходящее во время игры

Механизм самой игры - это очень важный момент, который стоит рассмотреть пристальней. Именно механика, или попросту правила игры, определяет, как именно вы будете играть в нее и кем станете в процессе этого увлекательного действа. Механизм игры подразумевает под собой количество комбинаций в игре и отвечает за ее уровень сложности. Вот некоторые типы механизмов, которые являются самыми востребованными и популярными в различных видах игр:

  • карточная механика (например )
  • механика на дайсах или костях
  • социальная механика
  • механика, которая располагает предметы и персонажи в пространстве игры

Эти механизмы могут существовать как по отдельности, так и взаимодействовать друг с другом, делая игру еще более удивительной и универсальной.

Жанры игр

Ну и наконец, типы настольных игр имеют свою классификацию еще и по жанровой принадлежности. Жанр отвечает за немаловажные моменты в игре. Это сам смысл игр, какие ощущения она дарит и как проходит, а кроме того, по жанровой классификации можно определить какие цели преследует эта игра и какую пользу она принесет вам вашим детям или друзьям. Какие жанры встречаются:

  • Абстрактные игры. Эта категория знакома всем и каждому. Примером таких игр являются любимые нами шахматы и шашки .
  • Социальные игры. Это очень обширная категория игр, которая моделирует жизненные ситуации и учит находить из них выход. Примером таких игр является «Мафия».

Это те категории игр, которые знакомы нам с детства. Но настольные игры не стоят на месте. Они развиваются, как и все, что находится вокруг нас. Именно поэтому сегодня существует и несколько классов игр, которые возникли в современное на время:

  • Варгеймы. Это игры, посвященные войне и стратегии.
  • Америтреш. Разновидность американских игр, которые в большинстве своем рассчитаны на везение и удачу.
  • Еврогеймеры. Игры, в которой игроки противодействуют друг - другу, проявляя сноровку, выносливость и хитрость. В них есть некоторый процент везения, но в основном это везение основывается на допущенных другими игроками ошибках.
В продолжение темы:
Интернет

В последнее время, а именно когда компания mailgroup выкупила все акции Вконтакте, участились случаи бана страницы, и многих интересует как разморозить страницу в контакте ,...

Новые статьи
/
Популярные