Наглядное представление данных электронного журнала. Нестандартные решения в Excel для повседневных задач финансиста Методические указания к выполнению

Практическая работа: «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы»

Теоретический материал:

Деловая графика область компьютерной графики , предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Назначение деловой графики - создание иллюстраций, часто используемых в работе различных учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы.

Цель: формирование ключевых компетенций.

Задание: Сформируйте и заполните накопительную ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 года. Номера в гостинице 1-местные стоят для каждою клиента 1800 руб. в день, 2-местные 1200 руб. с каждого клиента. Номер можно забронировать. Бронь в гостинице может быть двух видов: групповая и индивидуальная и оплачивается отдельно. При бронировании на группу оплат за первый день проживания увеличивается на 25% от стоимости номера, в тех случаях, когда брони нет или она индивидуальная, доплаты нет.

Тип брони и количество дней проживания в каждом номере представлены в таблице.

Рассчитайте оплату за бронь для каждого номера, если такая есть. Рассчитайте оплату за все дни проживания по каждому номеру гостиницы. Рассчитайте итоговые данные по гостинице: оплату за бронь, количество дней проживания в месяц, полную оплату по гостинице за месяц. Определите среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания.

Ход работы:

  1. Используя навыки работы с электронными таблицами, заполните предложенную таблицу исходными данными.

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 г.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип

брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

группа

1-местный

группа

1-местный

инд.

2-местный

инд.

2-местный

2-местный

Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2 )

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
  • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  • Итог урока – 1-2мин
  • Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  • Домашнее задание 2-3 мин
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знани
    й.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд ) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка;
    строка;
    столбец;
    формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку;
    вертикальный столбец;
    курсор – рамку на экране;
    пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку;
    столбец;
    содержимое ячейки;
    имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D;
    К13;
    34;
    АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF;
    F12;
    АБ;
    113.
    АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D;
    F12;
    АБ3;
    В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число;
    текст;
    лист;
    формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой;
    в формуле есть ссылка на пустую клетку;
    в формуле есть циклическая ссылка;
    столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени;
    в строке состояния;
    в строке формул;
    в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру;
    по центру выделения;
    по правому краю;
    по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4;
    8;
    9;
    10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6;
    (С3+C5)/E6;
    (D4+D6)/E7;
    (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

    A B C D
    1 5 2 4
    2 10 1 6

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    2*B1
    =2*A2
    =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
    б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек - по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три - по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой . Тип диаграммы – График или Точечная . Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд) ,

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1 : Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа .

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму . (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ).

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Значения, мм

    Сотка
    Аршин
    Четверть
    Вершок
    Фут
    Дюйм
    Линия

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд )

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд )

    VI. Домашнее задание

  • Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  • Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
  • Выставление оценок за урок.

    – Урок окончен. Спасибо за работу.

    Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

    Количество часов : 2

    Цель

    Отчет должен содержать:

    1.Название работы

    2.Цель работы

    4.Вывод по работе (

    Просмотр содержимого документа
    «ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).»

    Методические указания к практическому занятию № 16

    Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

    Количество часов : 2

    Цель : закрепление практических навыков и умений в работе c технологиями работы в MS EXCEL:

    Сформировать представления о возможностях деловой графики и ее использовании;

    Изучить системы деловой графики;

    Рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

    Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

    Отчет должен содержать:

    1.Название работы

    2.Цель работы

    3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3

    4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

    Методические указания к выполнению:

    1 . Краткие теоретические сведения

    Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

    Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

    Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

    Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

    В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, можно хранить и обрабатывать любую информацию.

    Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы.

    Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

    Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

    Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений.

    Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

    С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

    2.Задание

    Задание №1. Создать таблицу продажи акций брокерской фирмы. Произвести расчеты по заданию.

    ЗАДАНИЕ 2. Создание и обработка БД в Excel. Связывание листов рабочей книги

    1.Создать в новом файле таблицу по образцу (см. рис.1). Знаки?, указанные в некоторых ячейках, означают, что данные показатели необходимо вычислить.

    3 .Отформатировать таблицу.

    4 .Выполнить указанные ниже действия:

    3.На листе 4 создать таблицу изображенную на рис4.

    3.1.Для добавления Листа необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке Листа и из контекстного меню выбрать команду Вставить . Во вкладке Общие выбрать Лист и нажать Ok .

    3.2.В ячейку B2 ввести формулу для суммарного подсчёта проданной продукции за январь, февраль и март месяцы, а именно

    ЛИСТ1!G4+ЛИСТ2!G4+ЛИСТ3!G4, где знак! означает связь между листами.

    Для оптимизации ввода формулы необходимо проделать следующее:

    1.Поместить курсор в ячейку B2 и ввести знак =.

    2.Щёлкнуть на ярлыке Лист1, щёлкнуть по ячейке G4.

    3.Нажать клавишу +

    4.Щёлкнуть на ярлыке Лист 2, ячейке G4, нажать +.

    5.Щёлкнуть на ярлыке Лист 3, ячейке G4 и нажать Enter

    6.Скопировать введённую формулу на остальные ячейки.

    3.3.В ячейку С2 ввести формулу для подсчёта суммарной выручки за 1 квартал (т.е. месяцы январь, февраль, март)

    ЛИСТ1!H4 + ЛИСТ2!H4+ЛИСТ3!H4

    3.4.Лист 4 переименовать в Итоги продаж (товары).

    4.На Листе5 создать таблицу, изображенную на рис5.

    .

    4.1.Самостоятельно ввести формулы для подсчёта итоговой продажи и итоговой выручки за январь, февраль и март.

    4.2.Переименовать Лист5 в Итоги продаж (месяцы).

    4.3. Построить диаграммы:

    Наименование продукции и Продано

    Наименование продукции и выручка

    3. Контрольные вопросы

    1.Что понимается под термином деловая графика?

    2.Для чего предназначена деловая графика?

    3.Кто пользуется деловой графикой?

    4. Литература

    1. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-informatike/referat-delovaya-grafika

    Критерий оценивания выполненных практических заданий

    Первое задание оценивается в 2 баллов (максимально), а второе - в 3 балла (максимально)

    В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

    «отлично» - 86 – 100%,

    «хорошо» - 66 – 85%,

    «удовлетворительно» - 45 – 65%,

    «неудовлетворительно» - менее 45%.

    Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

    Методическая разработка

    практического занятия

    по дисциплине ОУД.07 Информатика

    «Средства графического представления статистических данных в

    MS Excel »

    по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

    для студентов 1 курса

    специальности:

    40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Ачинск, 2016 год

    Рассмотрено на заседании

    Цикловой методической комиссии

    _____________________________

    Протокол №_______

    Председатель цикловой комиссии

    _______________ /Ф.И.О./

    «____»__________ 20__ г.

    Утверждаю

    Заместитель директора по УМР

    Г.В. Часовских

    «____»__________20____г.

    Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

    Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

    Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

    Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.

    В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.

    ПЛАН УРОКА

    Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.

    Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .

    Цели урока:

    образовательные :

      закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;

      изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.

      приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.

    развивающие :

      формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;

      развитие умения планировать свою деятельность;

      развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.

    воспитательные :

      воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

    Формируемые компетенции :

      П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.

    Тип занятия : урок закрепления знаний.

    Вид занятия : практическое занятие.

    Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.

    Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».

    Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Междисциплинарные связи : математика.

    Перечень литературы:

    Основная:

    Дополнительная:

    План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:

    1. Ориентировочно-мотивационный этап:

    1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.

      Операционно-исполнительский этап :

      1. Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

        1. Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)

      2. Усвоение новых знаний:

        1. MS Excel 2010» (5 мин).

          Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).

          Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

      1. Проверка выполненного задания (5 мин)

      Рефлексивно-оценочный этап :

      1. Подведение итогов занятия (3 мин):

    3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;

    3.1.2 Выставление оценок;

    3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.

      1. Формулировка домашнего задания (1 мин).

    Описание занятия:

    1. Ориентировочно-мотивационный этап:

    1.1 Организационный момент (1 мин):

    Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).

    1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):

    На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)

    2. Операционно-исполнительский этап:

    2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

    2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)

    Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.

    (Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)

    1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.

    Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

      Линейчатая

      Гистограмма

      Круговая диаграмма

      График

      Точечная

    2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).

    Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма,

    Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

    Вопрос

    Ответ

    1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?

    Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных

    2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?

    Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .

    3. Какой редактор используется для построении диаграмм?

    Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.

    4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?

    Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

    5. Какие элементы диаграммы являются основными?

    Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

    3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.

    Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

    Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

    Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.

    Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

      1. Усвоение новых знаний:

        1. Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).

    Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).

    Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)

        1. Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).

    Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.

    Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)

    В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).

        1. Оформление отчета по практической работе (8 мин)

    Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.

    2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

    Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.

    2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)

    Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)

    3. Рефлексивно-оценочный этап:

    3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):

    3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:

    Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...

    В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.

    3.1.2 Выставление оценок:

    Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».

    3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:

    Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).

    3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):

    Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.

    Спасибо за занятие! До свидания!

    Приложение 1

    Практическая работа

    Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

    Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

    Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.

    Формируемые компетенции :

      Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

      М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

      М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

      П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

      П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

      П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

    Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel , презентация по теме занятия, электронный тест.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.

    Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.

    Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.

    График – показывает зависимость одной величины от другой.

    Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.

    Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.

    ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

    Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.

    Исходные данные – задаются с клавиатуры:

      Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).

      Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).

    Вычисляемые значения – считаются по формуле:

      Столбец D – время.

      Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).

      Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).

    Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Построить круговую диаграмму по образцу.

    Технология выполнения задания

    Исходные данные – задаются с клавиатуры:

      Диапазон А1:Е5.

    Вычисляемые значения – считаются по формуле:

      Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).

      Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).

      Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).

      Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).

    Задание 3 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Построить график по образцу.

    Технология выполнения задания

    Исходные данные – задаются с клавиатуры:

      Диапазон А1:С8.

    Вычисляемые значения – считаются по формуле:

      Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).

      Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).

      Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

    Задание 4 . Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20.

    Технология выполнения задания


    1. Заполнить таблицу значений:

    2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График.
    3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми.
    4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.

    Задание 5 . Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.

    Технология выполнения задания

    Исходные данные – задаются с клавиатуры:

      Диапазон А3:А10, В3:В10.

    Вычисляемые значения – считаются по формуле:

      Ячейка D 5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D 11.

      Сравнить результаты с исходной таблицей.

      Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.

    СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

      сформировать файл отчета в MSWord 2010;

      название и цель работы;

      задание;

      результаты выполнения задания;

      вывод по работе.

    Контрольные вопросы

      Что называется деловой графикой?

      Перечислить основные типы диаграмм?

      В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?

      Как построить диаграммы по числовым данным?

    Список использованных источников

      Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

      Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2014

      Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Приложение 2

    Самостоятельная внеаудиторная работа

    Варианты

    ВАРИАНТ 1
    Построить графики функций
    y1= x 2 -1, y2= x 2 +1 иy=К·(y1/ y2) на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

    ВАРИАНТ 2
    Построить графики функций
    y1= и y2= 2 х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

    ВАРИАНТ 3
    Построить графики функций
    y1= , y2= на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

    ВАРИАНТ 4
    Построить графики функций
    y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

    ВАРИАНТ 5
    Построить графики функций
    y1= , y2= на интервале с шагом 0,5.

    Приложение 3

    Дополнительное задание на закрепление

    Модель знаний

    Основные типы диаграмм:

    Соответствия

    Типы сравнения:

    Элементы диаграммы

      Область диаграммы

      Заголовок

      Область построения

      Подписи данных

      Ряд данных

      Легенда

      Ось категорий

      Ось значений

    Работа с диаграммами в MSExcel

    Набор средств Работа с диаграммами :

    1)

    2)

    3)

    Модель знаний

    (модельный ответ)

    Основные типы диаграмм:

    1 Круговая

    2 Линейчатая

    3 Гистограмма

    4 График

    5 Точечная

    Соответствия

    Типы сравнения:

    1 Покомпонентное

    2 Позиционное

    3 Временное

    4 Частотное

    5 Корреляционное

    Алгоритм выбора типа диаграммы:

    1) Сформулировать идею диаграммы

    2) Выбрать тип сравнения

    3) Выбрать тип диаграммы

    Элементы диаграммы

      Область диаграммы

      Заголовок

      Область построения

      Подписи данных

      Ряд данных

      Легенда

      Ось категорий

      Ось значений

    Работа с диаграммами в MSExcel

    Набор средств Работа с диаграммами :

    1) Конструктор

    2) Макет

    3) Формат

    Занятие 3 . Наглядное представление данных электронного журнала .

    1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся............................. 1

    ............................................................................ 1

    ........................................................................ 2

    ......................................................... 7

    2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся........................................................................................................................... 8

    3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу................... 9

    4. Практические задания к занятию......................................................................... 11

    5. Вопросы на понимание материала занятия................................................... 12

    1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся.

    Как Вы уже убедились на материале прошлого занятия, работа с электронным журналом позволяет следить за процессом обучения и оперативно подводить итоги. Однако, как ни интересна динамическая таблица (журнал) успеваемости для презентации или выразительного отчетного документа красочные диаграммы являются наилучшим способом представления чисел и демонстрации связи между ними. Редактор электронных таблиц Excel позволит Вам быстро и эффективно решить различные задачи, связанные с наглядным представлением Ваших данных.

    ¨ Откройте созданный Вами ранее электронный журнал.

    Процедура создания диаграмм в Excel элементарна. Воспользуемся встроенной в редактор программой «Мастер диаграмм».

    1.1. Выделение диапазона ячеек.

    ¨ Для начала необходимо выделить тот диапазон ячеек, который Вы предполагаете представить в виде диаграммы или графика.

    ¨

    Предлагаю выделить ячейки, отображающие текущую успеваемость Ваших учеников (см. рис. 1).

    Рис. 1. Выделение диапазона ячеек для построения диаграммы или графика.

    ¨ Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения графика.

    1.2. Работа с мастером диаграмм

    ¨ Затем найдите на панели инструментов «Стандартная» кнопку с изображением стилизованной диаграммы и щелкните по ней.


    Рис. 2. Кнопка Мастера диаграмм.

    ¨ В диалоговом окне запускается Мастер диаграмм, с которым мы начинаем работать. Нам предстоит сделать четыре шага до конечного результата (см. рис.3).


    Рис. 3. Вид диалогового окна Мастера диаграмм.

    ¨ На первом шаге мы выбираем тип диаграммы. Нашим целям отображения развития процесса во времени (в нашем случае – текущей успеваемости) хорошо отвечает График. Его мы и выбираем из многочисленных возможностей.

    ¨ Обращаю Ваше внимание на то, что при выборе того или иного типа необходимо обращать внимание на комментарии в нижней правой части окна, так как они описывают выбранный график.

    ¨ На этом же этапе можно воспользоваться кнопкой «Просмотр результата». Нажав указанную кнопку, в окне Образца в правой части диалогового окна (после нажатия кнопки Просмотра окно Вида меняется на окно Образца) можно посмотреть, как будут выглядеть отмеченные для наглядного представления данные при использовании того или иного типа диаграммы (см. рис. 4).


    Рис. 4. Вид диалогового окна Мастера диаграмм после нажатия кнопки «Предварительный просмотр».

    ¨

    После нажатия на кнопку «Далее» переходим ко второму шагу работы с Мастером диаграмм, на котором определяется источник данных для построения графика. Но мы это уже сделали, выделив диапазон ячеек текущей успеваемости, перед запуском Мастера. Поэтому окно «Диапазон» оказалось у нас уже заполненным (см. рис. 5).

    Рис. 5. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на втором шаге.

    ¨ Здесь необходимо проверить правильность выбора рядов нашего графика: располагаются ли ряды в строках или в столбцах. Заметим, что поскольку нас интересует успеваемость каждого ученика за исследуемый период, то необходимо поменять выбор на «Строки». В противном случае графики будут отражать данные в перевернутом для обычного представления таких данных формате.

    ¨ Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ячейки с заголовками столбцов таблицы (Фамилия, имя и даты проведения уроков) также были восприняты Мастером диаграмм как элементы, которые необходимо учитывать при построении графиков.

    ¨

    Для того чтобы исключить те ряды или строки, которые не должны отражаться на графиках, можно, активизировав закладку «Ряд» Диалогового окна Мастера диаграмм для шага 2, удалить ненужные данные.

    Рис. 6. Кнопка «Удалить» для исключения из построения ненужных данных.

    ¨ После удаления ненужных рядов необходимо заполнить окно «Подписи оси Х». Для этого проверяем, что в указанном окне находится курсор, и в основной таблице (журнале) выделяем диапазон ячеек с датами проведения уроков (см. рис. 7).

    Рис. 7. Заполнение окна «Подписи оси Х».

    ¨

    Выделенный диапазон ячеек автоматически будет занесен в указанное окно, и под делениями оси Х появятся даты проведения занятий.

    Рис. 8. Вид окна Мастера диаграмм на шаге 2 после заполнения окна «Подписи оси Х».

    ¨
    Теперь можно нажать кнопку «Далее» и перейти к третьему шагу работы Мастера диаграмм.

    Рис. 9. Вид диалогового окна «Мастера диаграмм» на шаге 3.

    ¨ На этом шаге Вам предлагается заполнить окна с названиями диаграммы, осей Х и Y. Здесь же можно поработать с различными закладками окна для получения желаемого вида диаграммы. Для ввода названия и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Для настройки легенды (условных обозначений) нужно щелкнуть по одноименной закладке и настроить положение легенды, выбрав мышкой нужную позицию в левой части окна. В процессе настройки в правой части окна уже можно посмотреть на прообраз графика. В случае если Вас что-то не устраивает, можно вернуться к предыдущим этапам, нажав на кнопку «Назад».


    Рис. 9. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 3.

    ¨ На 4-ом, заключительном шаге необходимо указать, как расположить график: на отдельном листе или же на листе, где расположен сам журнал.


    Рис. 10. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 4.

    ¨ После выбора нажимаем кнопку «Готово».

    На представленном ниже рис.11 можно видеть результат работы Мастера диаграмм. Мастер выполнил все наши пожелания, но, возможно, результат Вас удовлетворяет не полностью.


    Рис. 11. Вид готовой диаграммы после окончания работы Мастера диаграмм.

    1.3. Изменение вида объектов диаграммы.

    Теперь поговорим о том, как можно изменить параметры готовой диаграммы.

    ¨ Имея уже готовую диаграмму, Вы можете легко изменить те ее параметры, которые Вас не устраивают. Для этого выделите область диаграммы щелчком мыши.

    ¨ Теперь обратите внимание на изменение горизонтального меню: там вместо элемента Данные появился элемент Диаграмма, в ниспадающем меню которого Вы сможете найти команды, которые позволят Вам изменить при желании тип диаграммы, добавить или удалить исходные данные, изменить параметры диаграммы и ее размещение.

    ¨

    Кроме того, выделяя отдельные элементы диаграммы, Вы можете изменять их формат. На рис. 12 представлена диаграмма после изменения форматов некоторых ее объектов.

    Рис. 12. Вид диаграммы после изменения форматов некоторых объектов.

    Я не призываю Вас в точности следовать решениям, приведенным на рисунке выше. Эта пестрота нужна мне для того, чтобы продемонстрировать эффекты изменения форматов объектов. Жду от Вас более изысканных решений.

    2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся.

    Теперь попробуем построить диаграмму, соответствующую итоговым результатам обучения. В этом случае нам придется использовать для построения несмежные диапазоны данных (столбик с фамилиями учащихся и столбик с их итоговым отметками).

    Для того, чтобы выделить несмежные диапазоны ячеек нам придется проводить выделение с использованием клавиши Ctrl .

    ¨ Выделите сначала диапазон ячеек, в которых содержатся фамилии и имена учеников, затем нажмите клавиш у Ctrl и проведите выделение столбца с итоговыми результатами (см. рис. 13).


    Рис. 13. Вид таблицы после выделения несмежных столбцов.

    ¨

    В результате уже известных Вам действий мы получим диаграмму рейтинга учащихся по данному предмету на конец четверти (см. рис. 14).

    Рис. 14. Диаграмма, построенная с использованием данных в несмежных столбцах.

    NB! Обращаю Ваше внимание на то, что до сих пор наши Диаграммы меняются синхронно с вносимыми в журнал изменениями.

    ¨ Проверьте это, внеся в свои журнальные данные изменения и переходя к графику.

    ¨ Чтобы зафиксировать диаграмму в том состоянии, в котором она находится в данный момент, отказавшись от дальнейшего ее обновления в соответствии с изменениями исходных данных, необходимо:

    q выделить диаграмму,

    q выделить ряд данных на диаграмме,

    q щелкнуть мышью в строке формул и нажать клавишу F 9,

    q повторить два предыдущих шага для всех рядов данных, представленных на диаграмме.

    ¨ В результате этих действий адреса ячеек в строке формул преобразуются в абсолютные числовые значения.

    3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу

    ¨ Работая с диаграммами Вы, наверняка, обратили внимание на команду Добавить линию тренда в выплывающем меню элемента Диаграмма или в контекстном меню при щелчке на ряде данных диаграммы. Эта команда предоставляет Вам возможность прогнозировать поведение выбранной величины на основании исходных данных.

    ¨ В случае, когда идет дело о принятии управленческих решений, наглядное представление таких данных поможет Вам его принять и быть при этом весьма убедительными, если дело потребует коллективного обсуждения этого решения.

    ¨ Предлагаю Вашему вниманию таблицу с данными по средней оценке успеваемости класса по предмету за несколько отчетных периодов.


    Рис.15. Таблица, в которую включены значения за прошедший период на основании данных журнала.

    ¨ Если мы хотим получить продолжение таблицы, используя возможности прогнозирования, то для того, чтобы сохранить после пересчета исходные данные, нужно скопировать их в следующий столбец, который и будем подвергать изменению.

    ¨
    После этого нужно выделить исходные данные и продолжить выделение ячеек на тот период, на который мы хотим построить прогноз.

    Рис. 16. Выделение диапазона ячеек для построения прогноза.

    ¨ Теперь в элементе меню Правка находим команду Заполнить è Прогрессия. В окне Прогрессия активизируем опцию Автоматическое определение шага, и результат не заставит себя ждать.

    ¨

    Можно пойти по другому пути. На основании экспериментальных данных таблицы мы построим диаграмму поведения оценки и уже в готовой диаграмме добавим линию тренда.


    Рис. 17. Окно линии тренда при выборе линейной линии тренда.

    ¨ При работе с закладкой данного окна Параметры необходимо указать диапазон, на который осуществляется прогноз. Здесь же Вы можете активизировать опцию показа уравнения на диаграмме и т. д.


    Рис. 18. Закладка Параметры окна Линия тренда.

    ¨ В результате у нас получится достаточно убедительный наглядный материал. Если на графике исследуемая величина имеет нужную тенденцию, значит, работа в данном направлении идет успешно. Если же полученная тенденция не совпадает с Вашими ожиданиями, то следует что-то менять в налаженном ритме работы.

    4. Практические задания к занятию

    Задание 1 .

    Ø Пользуясь полученными сведениями, постройте график текущей успеваемости учащихся.

    Ø График представьте на текущем листе, т. е. на листе журнала с таблицей успеваемости.

    Ø Измените, пользуясь «хэндлерами»,(активными точками на границе зоны выделения) размер области диаграммы так, чтобы графики для каждого ученика отчетливо читались.

    Задание 2 .

    Ø Проведите изменение шрифтов и их размеров в названии диаграммы и подписей осей.

    Ø Измените фон области диаграммы на фон другого цвета с градиентной заливкой.

    Ø Измените положение Легенды и ее фон.

    Ø Примените другие цвета для отображения графиков текущей успеваемости тех учеников, чьи данные на диаграмме изображены слишком бледными, по Вашему мнению, цветами, примененными Мастером диаграмм автоматически.

    Ø Измените тип и толщину используемых для построения линий графиков.

    Ø Попробуйте изменить вид и цвет маркеров на графиках.

    Ø Полученную диаграмму разместите на отдельном листе.

    Задание 3 .

    Ø Постройте диаграмму итоговых результатов обучения Ваших учеников.

    Ø Закрепите вид диаграммы, используя имеющуюся возможность преобразовать адреса ячеек в абсолютные значения.

    Ø Попробуйте построить диаграмму среза знаний в один из дней занятий, дата которого находится в середине периода обучения.

    Ø Попробуйте построить диаграммы, отображающие интенсивность опроса и распределение оценок на уроках.

    Ø Для большей наглядности воспользуйтесь возможностями изменения форматов объектов диаграмм.

    Ø Полученные диаграммы разместите на отдельных листах.

    Задание 4 .

    Ø Постройте прогноз поведения графика среза знаний на будущий период, воспользовавшись добавлением линии тренда.

    Ø Воспользуйтесь возможностью заполнения таблицы арифметической прогрессией с автоматическим выбором шага и на основании данных постройте график поведения прогнозируемой величины.

    Ø Ответьте на вопрос: есть ли разница в полученных диаграммах?

    5. Вопросы на понимание материала занятия

    1. Вид круговой диаграммы всегда привлекает внимание. Для графического представления каких данных подходит этот тип диаграммы?

    2. Для прогнозирования поведения каких величин можно использовать возможности тренда?

    В продолжение темы:
    Устройства

    Мы с Вами познакомились с основными компьютерными терминами и определениями. Практически изучили назначение всех (почти) клавиш на клавиатуре конкретно на примерах. Не...

    Новые статьи
    /
    Популярные