Коммуникационные сети и их типы. Возникновение и развитие коммуникационных сетей. Компании по обслуживанию коммуникационных сетей

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного, с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других, в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (рис.4).

Коммуникационный стиль «открытие себя» - этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.

Рис.4. Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль «реал изация себя » - характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Коммуникационный стиль « замыкание в себе» - это одновременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют "интроверты" - люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Коммуникационный стиль « защита себя» - характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

Коммуникационный стиль " торговля за себя" - характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

Коммуникационные сети

Коммуникационная сеть- это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.5). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Рис.5. Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рис.6). В сетях типа "кружок" члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа "колесо" представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре "колеса", имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.

Рис.6. Образцы коммуникационных сетей в группах

Аналогичная картина наблюдается в сетях типа "Y". Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Другой тип властной иерархии представляют сети типа "цепочка", в которых появляются горизонтальные связи - элемент децентрализации. "Всеканальные" сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует "командного" подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Образцы коммуникационных сетей в группах

Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации

  • § 7. Принципы цели, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 3. Управленческие взаимоотношения и делегирование полномочий
  • § 1. Субъект-объектные взаимоотношения в организации
  • § 2. Типы управленческих отношений
  • § 3. Принципы эффективного делегирования полномочий
  • § 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 4. Самоуправление в организации
  • § 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия, условия создания
  • § 2. Принципы и виды самоуправления
  • Базисные потребности общества и человека
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 5. Управленческий цикл
  • § 1. Функция управления
  • § 2. Управленческий цикл а. Файоля
  • § 3. Управленческий цикл: общие и специальные функции
  • § 4. Управленческий цикл: внутренние и внешние функции
  • § 5. Управленческий цикл как функция администрирования
  • § 6. Управленческий цикл: общие, социально-психологические и технологические функции
  • § 7. Управленческий цикл: многокритериальная специализация функций
  • § 8. Управленческий цикл как отражение фаз предпринимательского цикла
  • § 9. Замкнутый управленческий цикл
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 6. УправлеНческий анализ
  • § 1. Проблемная ситуация и ее анализ
  • § 2. Типы управленческого анализа
  • § 3. Методы осуществления управленческого анализа
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 7. УправлеНческое прогнозирование
  • § 1. Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции и принципы осуществления
  • § 2. Типы управленческих прогнозов
  • Плановые предположения
  • § 3. Этапы экспертного прогнозирования
  • § 4. Методы управленческого прогнозирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 8. УправлеНческое решение
  • § 1. Основные подходы к принятию управленческого решения
  • § 2. Эффективность и качество управленческого решения
  • § 3. Типы и формы управленческих решений
  • § 4. Методы принятия управленческих решений
  • § 5. Технологии и модели управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 9. УправлеНческое планирование
  • § 1. Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы
  • § 2. Технологии процесса планирования
  • § 3. Принципы эффективного планирования
  • § 4. Типы управленческого планирования
  • § 5. Методы управленческого планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 10. УправлеНческая организация как функция
  • § 1. Организационная деятельность: понятие, субъект, объекты, задачи
  • § 2. Принципы организаторской деятельности
  • § 3. Исполнительные организационные структуры
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя
  • § 5. Технология организационного процесса
  • § 6. Организационные процессы и механизмы
  • § 7. Методы реализации функции организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 11. УправлеНческая координация
  • § 1. Координация в управленческой деятельности: понятие и функции
  • § 2. Типы координационных механизмов
  • § 3. Факторы сопротивления и методы координационных действий
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 12. УправлеНческий контроль
  • § 1. Управленческий контроль: понятие, объект, субъект, предмет, задачи
  • § 2. Технология процесса контроля
  • § 3. Принципы и типы управленческого контроля
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 13. УправлеНческая мотивация
  • § 1. Управленческая мотивация: основные понятия
  • § 2. Принципы эффективной мотивации труда
  • § 3. Теории содержания мотивации
  • Рекомендации по удовлетворению высших потребностей
  • § 4. Теории процесса мотивации
  • § 5. Материальная мотивация
  • § 6. Нематериальная мотивация
  • § 7. Типы и методы управленческой мотивации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 14. Организационная структура
  • § 1. Организационная структура: понятие, признаки, правила формирования
  • § 2. Типы организационных связей и варианты интегрирования организационных структур
  • § 3. Организационная структура управления: ключевые понятия, требования, признаки классификации
  • Потенциальные взаимосвязи
  • § 4. Бюрократическая организационная структура управления
  • 4.1. Линейные структуры управления
  • 4.2. Функциональные структуры управления
  • 4.3. Линейно-функциональные структуры управления
  • 4.4. Линейно-штабные структуры управления
  • 4.5. Дивизиональные структуры управления
  • § 5. Органическая организационная структура управления
  • 5.1. Проектные структуры управления
  • 5.2. Матричные структуры управления
  • 5.3. Бригадные структуры управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 15. Стили руководства
  • § 1. Управленческий стиль: основные подходы
  • § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
  • § 3. Жесткие, умеренные и мягкие стили
  • § 4. Теории р. Лайкерта и д. МакГрегора
  • § 5. Теория стилей р. Блейка и Дж. Моутон
  • § 6. Ситуационная модель ф. Фидлера
  • § 7. Стили руководства в социальной сфере
  • § 8. Теории Митчелла–Хауса и Херси–Бланшара
  • § 9. Универсальность управленческого стиля
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 16. Управленческое целеполагание
  • § 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния, выполняемые функции, предъявляемые требования
  • § 2. Типы целей в организации
  • § 3. Миссия организации
  • § 4. Технология иерархического построения целей в организации
  • Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 17. Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления
  • § 1. Управленческая информация: свойства, требования, операции
  • § 2. Виды управленческой информации
  • § 3. Информационные системы: принципы построения и типы
  • § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие, типы, элементы коммуникационного процесса
  • § 5. Виды коммуникационных сетей
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Ситуационные факторы:
  • § 5. Виды коммуникационных сетей

    Связь между источником и получателем, оформлен­ная в видеопределенных фиксированных связей, носит на­звание коммуникационной сети.Коммуникационные сети предполагают наличие разнообразных способов связей между участниками информационного процесса и характеризуются определенным техническим и структурным взаимодействием.

    Складывающаяся система коммуникационных сетей зави­сит от:

      размеров организации;

      сложности производственного процесса;

      географического расположения структурных под­разделений организации;

      квалификации руководителя и того вни­мания, которое он уделяет созданию и успешному функцио­нированию коммуникационных сетей.

    Основными для коммуникационных сетей являются 1:

      верти­кальные связи-коммуникации:

      нисходящие (движение информа­ции от руководителей кподчиненным);

      восходящие (отчет подчиненных перед руководством);

      горизонтальные связи-коммуникации (используются для обмена информацией между участниками производства, находящи­мися на одном уровне иерархии, и выступают обычно в форме консультативной информации);

      диагональные связи-коммуникации (возникают, как правило, между участниками процесса производства, не находящимися в фиксированных формальных отношениях, и потому в большинстве случаев носят неформальный характер).

    Виды коммуника­ционных сетей (по классификации В. Р. Веснина) 1:

      открытые (движение информации может быть остановлено, попа­дая в тупик, т. е. к элементу структуры управления, находяще­муся в конце канала, или натыкаясь на «посредника» (промежуточное звенов сети, которое нельзя ми­новать), и он имеет возможность воспрепятствовать это­му движению – останавливать, искажать, направлять вдругую сторону):

      сети типа змея;

      сети типа звезда;

      сети типа шпора;

      сети типа тент;

      сети типа палатка;

      сети типа дом;

      замкнутые (тупики и «посредники» либо отсут­ствуют, либомогут быть обойдены, сети основа­ны преимущественно на неформальныхили полуформальных внутренних связях, «посредники» играют роль связников, облегчающих взаимодейст­вие между участниками этихструктур):

      сети типа круг;

      сети типа колесо;

      комбинированные (сочетают оба принципа построения и присущи в основном крупным, многоуровневым организациям):

      сети типа соты.

    Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети – линейная – типазмея (рис. 17.8).

    Рис. 17.8. Принципиальная схема сети типа змея

    Она характеризуется тем, что элементы структуры управления А и Б , которые она соединяет, находятся в тупиках, а элемент В не только выполняет роль по­средника коммуникаций, но и может контролировать их. Та­кая сеть соединяет работников одного уровня или является элементом более сложной сети и чаще всего имеет нефор­мальный характер.

    Двух- и более уровневые сети присущи прежде всего фор­мальнымиерархическим структурам и имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуни­кационных каналов.

    Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню управленческой структуры, не выходит за пределы нормы уп­равляемости, наиболее подходящей для нее является комму­никационная сеть типа звезда (рис. 17.9).

    Рис. 17.9. Принципиальная схема сети типа звезда

    Она позволяет оперативно по­лучать информацию, концентрировать ее в центральном звене А и в кратчайшие сроки направлять исполнителямБ ,В ,Г . ЗвенуА здесь легко поддерживать порядок в управлении, по­скольку при коммуникациях отсутствуют посредники и не­формальные каналы, что делает невозможным появление раз­личного рода «возмущений».

    Однако для крупных управленческих структур такая ком­муни-кационная сеть непригодна, наиболее подходящей для нее являетсякомму­никационная сеть типашпора (рис. 17.10).

    Рис. 17.10. Принципиальная схема сети типа шпора

    Центральное звено А уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и до­водить их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б , конкретизирующий команды и распределяющийинформацию между исполнителями В , Г , Д . Выступая представителемсреднего уровня управления и играя де-юре второстепенные роли, де-фактоон получает огромную власть, так как контро­лирует информацию иможет навязывать свою волю первому лицу.

    В сетях типа звезда и шпора число коммуникационных ка­налов, сходящихся к центральному элементу, на практике мо­жет бесконечно расти и в конце концов превысить возможно­сти одного человека их контролировать. Это обстоятельство ставит естественный предел развитию управленческих струк­тур, а следовательно, препятствует расширению самих органи­заций, обусловленному ростом масштабов производства.

    Поэтому для крупных, многопрофильных функциональныхструктур свойственны иные коммуникационные сети, напри­мер,тент и его модификации (рис. 17.11).

    Суть этих вариантов со­стоит в официальном допущении, наряду с вертикальными ка­налами, горизонтальных коммуникационных каналов, посред­ством которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руко­водству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. В сети палатка допускается один уровень горизонтальной ком­муникации –между вторыми лицами; в сети дом такие кана­лы возможны на всехуровнях управленческой структуры, что придает этому типу сетизамкнутый характер.

    Основой замкнутых сетей является сеть типа круг (рис. 17.12). В крупной организации этот тип сетей может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми (вариант II ). Он характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом, помо­гает объединять людей, облегчать обмен информацией и иде­ями, стимулирует творческиепроцессы.

    Вариант I Вариант II

    Рис. 17.12. Принципиальная схема сети типа круг

    Координация может быть обеспечена с помощью коммуникационной сети типаколесо, в которой имеется цен­тральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций (рис. 17.13).

    Рис. 17.13. Принципиальная схема сети типа колесо

    В крупных организациях возможно создание коммуникационной структуры типаco ты (рис. 17.14).Это комбинированная сеть, в сущности представляющая собой единство открытой змеи и замкнутогоколеса иликруга.

    Рис. 17.14. Принципиальная схема сети типа соты

    Б. З. Мильнер сравнил эффективность неко­торых видов сетей по трем принципиально важным показателям (табл. 17.4) 1:

    Таблица 17.4

    Критерий

    оценки

    Коммуникационная сеть

    Цепь

    Шпора

    Колесо

    Круг

    Соты

    Скорость

    Точность

    Удовлетво-ренность

    Коммуникационные сети не являются раз и навсегда дан­ными и могут меняться в зависимости от изменения задач, стоящих передорганизацией, объема выпускаемой продукции и внутренней управленческой структуры.

    Для эффективной работы организации, нужно чтобы все её элементы взаимодействовали. Коммуникационный процесс, это один из способов координирования действий таких элементов. Но, для успешного информационного потока, как и внутри, так и за пределами организации требуется построение эффективных коммуникационных сетей.

    Коммуникационные сети - это взаимодействие индивидов, которые учувствуют в коммуникационном процессе, на базе информационных потоков.

    Коммуникационные сети являются связующим элементом управленческой системы. Они объединяют в себе все виды информационных каналов в организации, образуя единую коммуникационную систему.

    В свою очередь, коммуникационные каналы - это то, каким образом информация поступает от отправителя к получателю.

    Базово выделяют 3 вида коммуникационных сетей: открытые, закрытые (замкнутые) и комбинированные.

    Для открытых коммуникационных сетей характерно наличие так называемых "тупиков" - объектов, которые замыкают коммуникационную сеть, так как им дальне не с кем взаимодействовать. Второй особенностью открытых коммуникационных сетей, является возможность лицам, которые контролируют поток информации внутри сети - сказать её, изменять её, другими различными способами препятствовать коммуникационному процессу.

    Для замкнутых коммуникационных сетей, характерно отсутствие, или возможность обойти "контролёров" и барьеров, тупиков взаимодействия с этой сетью.

    Комбинированные сети, сочетают в себе качества двух первых видов коммуникационных сетей. Такой тип сетей, в зависимости от количества объектов которые взаимодействуют в этой системе, может быть одноуровневым (горизонтальное взаимодействие), так и многоуровневым (вертикальное взаимодействие).

    Первичные коммуникационные сети.

    Тип сети "Змея" (цепь).

    Для такой сети характерно наличие двух "тупиковых" объектов на концах цепи, которая их объединяет, когда же, объекты которые находятся в средине данной цепи, не только выполняют посредническую роль, но и выступают как контролеры коммуникации.

    Как правило, самостоятельно такая сеть существовать не может. Чащей всего данный тип взаимодействия является составной частью более сложной коммуникационной сети, в которой играет роль неформальных соединений субъектов коммуникационной сети.

    Тип сети "Звезда".

    Такая сеть позволяет оперативно взаимодействовать с информацией, контроль которой осуществляется в центральном звене (А). В свою очередь, центральное звено, направляет эту информацию исполнителям (Б, В, Г, Д). В виду отсутствия посредников и неформальных связей участников сети, центральное звено (А) - управляет коммуникационными процессами. Такой тип сети используют, если численность исполнительных звеньев нижнего уровня - не выходит за пределы диапазона контроля управленца. Для более крупных организаций, такой тип сети не приемлем, так как центральное звено уже не в состоянии осуществлять контроль и доводить информацию до исполнителей без посредников.

    Преимущества сети типа "Звезда":

    • · Есть лидер, центральное звено, который ответственен за все процессы внутри сети. Присутствуют хорошие взаимоотношения между руководителем и исполнителем.
    • · Такой тип сети имеет сильную устойчивость, так как вся информация внутри сети поступает от центрального звена, и наоборот к нему.
    • · Возможность передачи информации одновременно всем участникам сети, что увеличит эффективность выполняемой в данный момент задачи.
    • · Высокий уровень порядка внутри сети, так как все процессы контролируются центральным звеном. Для использования данного преимущества, в центре сети необходимо поставить сильного руководителя, способного контролировать происходящие процессы.

    Среди недостатков, можно выделить жесткие ограничения такой сети, невозможность использования при больших масштабах, невозможность работникам проявить инициативу в работе.

    Тип сети "Шпора".

    Данный тип сети похож на "звезду". Главным отличием данного вида коммуникационного взаимодействия, является наличие между руководителем и исполнителями - посредника. Масштаб такой сети шире чем у "звезды", следовательно, сама сеть более сложно устроена. Новый элемент сети - посредник в данном случае имеет больше власти, чем исполнители. Информация, которая ему поступает, может искажаться, изменяться им.

    Преимущества данной сети, заключается в том, что в отличии от "звезды", она более структурированная, а следовательно подходи для решение более сложных задач. К основным недостаткам, относиться зависимость от посредника, важность его роли в данном виде взаимодействия, возможность управлять коммуникационными каналами внутри сети.

    В сетях вида "звезда" и "шпора", численность взаимодействующих лиц, число коммуникационных каналов, может превышать допустимую норму управляемости. Некоторые коммуникационные взаимодействия внутри сети, могут выходить за пределы диапазона центрального звена, руководителя такой сети. Для большей эффективности, большим организациям, требуется более сложные, многоуровневые коммуникационные сети.

    Тип сети "Круг".

    В таком виде коммуникационного взаимодействия, информация циркулирует между всеми её участниками. Такая сеть не имеет лидера, и чаще всего является неорганизованной. Наличие такого типа сети, обеспечивает более комфортную морально - психологическую атмосферу в коллективе, способствует образованию дополнительных мотивирующих факторов. Так как лидера, формально нет в такой сети, у каждого из участвующих в данном взаимодействии есть возможность проявить лидерские качества, показать себя с лучшей стороны. Отсутствие посредников, также является преимуществом данного типа сети: информация передается от отправителя сразу всем, без посредников, что исключает искажение поступаемой информации. Но при всех положительных качеств сети типа "Круг", существуют и негативные характеристики: возможность возникновения "стадного чувства" а так же феномена "группового мышления". Так как в данной сети, организация отсутствует, существует серьёзная угроза стабильности и порядку.

    Использование "круга", более всего эффективно для решения сложных творческих задач.

    Тип сети "Колесо".

    Для крупных организаций и систем, характерно наличие творческих групп. Для связи таких групп, используют сеть типа "Колесо". Такая сеть, представляет собой сочетание качеств открытого типа "Змеи", и замкнутых сетей - "Круга" и "Колеса". Такой процесс коммуникационного взаимодействия, имеет свои барьеры в виде большого количества заключительных звеньев. Из недостатков так же, можно выделить возможность любого участника процесса коммуникации, контролировать, управлять информационными потоками.

    Вторичные коммуникационные сети.

    Тип сети "Тент".

    Такой тип сети, получил широкое распространение в виду его простоты, и возможности использования в любой организационной структуре. Для "тента" характерны качества, схожие со "звездой": устойчивость, минимальное наличие неформальных видов взаимодействий.

    Тип сети "Палатка".

    Данный тип сети возникает из "тента", при возникновении канала связи между двумя звеньями, которые играю в коммуникационном процессе роль посредников между центральным звеном и исполнителями. Появляется возможность согласования действий, кооперации между посредниками информации. Для большей эффективности и функциональности этой сети, требуется четкое постановление прав и обязанностей посредников информации.

    Тип сети "Дом".

    В свою очередь, сеть типа "Дом", образуется из сети "палатка", при возникновение формальных коммуникационный связей между низшими звеньями коммуникационного процесса. Такой тип сети является замкнутой сетью, в которой каждый участник сети может связаться друг с другом без посредников, и не только на горизонтальном уровне, но так и на вертикальном и диагональном. Данный тип сети состоит из двух взаимосвязанных областей коммуникации, одной из которых является круг связующий высшие звенья коммуникативного процесса (центральное звено, руководитель и посредники на высшем уровне), и круг низших звеньев коммуникативного процесса (работники, исполнители, посредники низшего уровня). Формально, существует и третий такой круг - связующий посредников высшего звена и исполнителей. Из негативных особенностей такой сети, является частая информационная перегрузка в виду большого количества каналов связи.

    Модели коммуникационного процесса

    В настоящее время, существует множество моделей процесса коммуникации. Эффективному руководителю, не обязательно знать их все, но существуют базовые модели коммуникативного процесса.

    Модель Лассуэла. Основная причина возникновения, и применения данной модели, является необходимость структурировать, разделить этапы коммуникационного процесса, на отдельны области анализа и изучения. В сущности, данная модель используется для анализа ответов на вопросы: "Кто отправляет сообщение?", "По какому каналу?", "Какой был получен эффект?". Данная схема, показывает взаимосвязь элементов коммуникации. С помочью такой модели, можно выявлять и прогнозировать различные помехи, затруднения в процессе коммуникации. Модель Лассуэла оказалась наиболее приемлемой и на её основе, в дальнейшем, различные ученые продолжали исследования процесса коммуникации. Так, Р. Брэддок, дополнил модель Лассуэла - он добавил в процесс коммуникации, ещё два дополнительных этапа. Брэддок выделил то, что условия, в которых протекает коммуникативный процесс, а так же цель, с которой возникает процесс коммуникации - виляет на коммуникативный эффект. Для ранних коммуникативных моделей, в том числе и для данной модели, характерна особенность, которая заключается в предположении того, что процесс коммуникации в большинстве случаев, используется как средство убеждения.

    Модель Шеннона - Уивера. Данная модель, так же рассматривается как односторонний процесс, но в отличии от модели Лассуэла, предусматривается наличие барьеров, как элемент коммуникационного процесса. Суть этой модели, заключается в изучении влияния барьеров коммуникации, на производимый от взаимодействия эффект. Изучение этой модели выявило, что отправленное сообщение, и сообщение полученное, не всегда имеет один и тот же смысл, содержит исходную информацию. Такое явление возникает вследствие влияния на процесс коммуникации барьеров. Одной из главных задач и принципов этой модели, это снижение таких преград, и облегчение процесса обмена информации. Обратная связь, не учитывается в данной модели, она предусмотрена как односторонний процесс. В данной модели коммуникации, внимание акцентируется не на качестве коммуникативного процесса, а именно на количестве информации. Шум, как один из барьеров коммуникативного процесса, выявили именно с помощью данной модели. Человеческий фактор, в данной модели носит посредственный характер. Конкретно, человек в данной модели коммуникации, выступает лишь как "отправитель" или как "приемник" информации.

    Модель Дефлюера. В отличии от модели Шеннона - Уивера, данная модель предполагает наличие обратной связи в коммуникационном процессе. В общем, концепции и идеи этих двух моделей похожи, но здесь учитывается эффект не только от самого процесса коммуникации как одностороннего процесса, а ещё и эффект от обратной связи. Данная модель, учитывает один из главных недостатков модели Шеннона - Уивера, которые заключался в отсутствии обратной связи. В такой модели, цепочка коммуникативного процесса была замкнутой, коммуникативный процесс заканчивался до образования обратной связи. Именно Дефлюер доказал значение и важность наличия фактора обратной связи. Он показал, что обратная связь позволяет улучшить процесс коммуникации, настроить процесс коммуникации. Модель Дефлюера, учитывает не только движение информации до получателя, но эффект обратной связи, получение информации уже самим получателем. Движение информации учитывается, как и к получателю, так и в обратную сторону под воздействием различных факторов, возможно искажающих информацию. Изучение этой модели, помогло определить, и установить, что факт наличия обратной связи, влияет на качество сообщения, и коммуникации в целом. Данная модель показала, что процесс коммуникации является не только односторонним процессом, и может носить разные характеры использования.

    Модель Осгуда - Шрама. Согласно данной концепции, важнейшим этапом в построении коммуникативного процесса, является кодировка сообщения. Данная модель предполагает, что осуществление эффективного коммуникативного взаимодействия возможно лишь тогда, когда получатель способен декодировать полученную информацию полностью. Данной моделью, предполагается, что отправитель и получатель сообщения, имеют похожую логику, и могут понимать друг друга. Между участниками коммуникации, присутствует общий смысл, вследствие чего, обе стороны могут принимать, правильно расшифровывать информацию, и её интерпретировать. Наличие факта обратной связи, согласно этой модели, является сигналом того, что получатель правильно декодировал и понял информацию.

    Модель Романа Якобсона. Концепция данной модели, заключается в построении речевого коммуникативного процесса на основе шести функция языкового общения. Код, контакт, сообщения и контекст - являются средствами взаимодействия отправителя, инициатора коммуникативного процесса и получателя информации. Такие формы взаимодействия, имеют непосредственное отношения к функциям языка. Экспрессивная языковая функция, показывает изменения смысла постигаемой информации, в зависимости от эмоционального состояния отправителя информации. Согласно данной идеи, одна и та же информация, может иметь разный смысл в зависимости от эмоционального окраса, и способа высказывания. Метаязыковая функция, позволяет дать значение слову, не называя самого слова, например через его описание, или с помощью объяснений. Фактическая функция, акцентирует внимание на самом процессе коммуникации, не вдаваясь в подробности информации содержащейся в сообщениях. Риторическая функция, основывается на том как выглядит сообщение, и то на каком мете оно находится в процессе коммуникации, не беря в учет смысл и содержание данного сообщения.

    Модель Лазарсфельда. Эта модель содержит идеи о концепции двухступенчатого коммуникативного процесса. Суть данной идеи, заключается в том, что при передаче информации "третьим лицам", они может сильно исказиться, потерять первоначальный смысл. Поступающая информации искажается в ходе её движения от второго звена коммуникативного процесса, к третьему. В настоящее время, данная модель является самой распространённой в обществе. Концепция модели основывается на многоступенчатом потоке коммуникации. Было выделено то, что в процессе общественной коммуникации, прямого воздействия на аудиторию - не происходит. Воздействие на общество, происходит вследствие отдельных межличностных коммуникаций. Другими словами, поступающая информация, изначально распределяется на "лидеров мнений". Впоследствии такие "лидеры" распространяют такую информацию, уже среди своей социальной группы. Вследствие такого многоступенчатого коммуникационного процесса, изначальная информация зачастую сильно искажается, и так же может потерять первоначальный смысл. Очень часто, вследствие этого факта, эффективность проводимых общих информативных собраний в организации - часто очень низкая, и не оправданная. С другой стороны, собрать всех сотрудников компании одновременно - фактически невозможно. Выходом из такой ситуации, является построение таких коммуникативных каналов, которые обеспечили бы доведение важной информации до каждого сотрудника. Использование различных баз данных (о которых говорилось выше), других технических средств, внутренней интернет сети организации, и так далее - всё это улучшает эффективность коммуникационного процесса, и помогает избежать лишних искажений информации вследствие её многоступенчатого перехода от отправителя к получателю.

    Важность формирование обратной связи, при таком типе коммуникации, так же очень высока, так как именно вследствие обратной связи - определяется эффект коммуникации. Вследствие этого, для организации важно не только создание системы информирования сотрудников, но и так же создание условий возможности обратной связи. Такой подход к распространению информации, так же поможет избежать проблем с расшифровкой сообщений.

    Эффект, который возникает вследствие многоступенчатого процесса коммуникации, так же может искажать информацию, поступающую из внешней среду организации.

    Коммуникационный процесс и барьеры

    Коммуникационный процесс. Коммуникационный процесс - это такой вид взаимодействия двух, или более сторон, при котором между этими сторона происходит обмен информации. Так же, коммуникационный процесс включает в себя и составление сообщения, построение каналов передачи, и декатировку переданной информации. Все эти этапы, в процессе коммуникации - взаимозависимы. Так, можно выделить, что основной задачей коммуникационного процесса, является передача, обмен понятной информации, без искажения смысла самого сообщения.

    Коммуникационный процесс, в зависимости от вида самого процесса, может длиться, как и несколько секунд, так и намного больше. Базово, выделяют такую структуру коммуникационного процесса:

    • · Зарождение идеи. Так как сам процесс коммуникации, является способом передачи или обмена информации, эту информацию нужно сгенерировать, или же отобрать уже имеющеюся. Отправитель четко должен понимать, какую именно информацию из сгенерированной он хочет передать. Хороший руководитель, всегда должен понимать какую именно информацию, и как именно её передать. В более простом типе коммуникационного взаимодействия, (например в межличностном), процесс генерирования информации для передачи, как правило, происходит в более упрощенном виде, и более скоротечно, чем в сложны типах коммуникации, где участвуют большое количество сторон. Сложность этого этапа, для отправителя, так же зависит от личных качеств самого отправителя: умение формулировать мысль, умение выступать перед аудиторией. Но, так или иначе, не зависимо от типа коммуникации, данный этап крайне важен, так как не выполнив условия этого этапа, невозможно перейти к следующему.
    • · Кодировка, построение канала передачи. После того как информация была сгенерирована, сформулирована, отобрана для передачи, её следует закодировать. Именно процесс преобразования информации в символы, жесты, мимику и приводит к созданию из информации - сообщения. Далее, исходя из выбранного способа кодировки, отправитель так же должен выбрать канал передачи сообщения. Самые распространенные типы каналов - это речь, письменное сообщение. Практика показывает, что для передачи сложных сообщений, наиболее эффективно использовать сразу несколько видов таких каналов.
    • · Передача информации. Третий этап коммуникационного процесса заключается в передачи информации. На данном этапе становится понятно, как хорошо отправитель подготовил канал передачи. При плохо налаженном канале, информация заключенная в сообщении, может исказиться, могут выявиться проблемы в виде недопонимания, и невозможности в дальнейшем декодировать информацию. Считается, что передача информации, это самый простой этап коммуникационного процесса, но так же и самый важный, так как под понятием коммуникация, чаще всего и подразумевают передачу информации.
    • · Декодирование сообщения. По сути, декодирование - это процесс извлечения информации из сообщения. При правильном кодировании информации (если кодировка понятна получателю), и при налаженном коммуникационном канале, информация будет переданная без искажений, и получатель получит ту информацию, которая ему поступила. Базово, процесс коммуникации на данном этапе - завершается.

    Обратная связь. Зачастую, процесс коммуникации заключается в передаче какого-либо сообщения. Практика показывает, что ответная реакция на получение информации, в дальнейшем поможет улучшить коммуникационный процесс. Процесс обмена информации, хоть и более трудоёмок, и сложен, но так же и является более эффективным средством в координировании процесса работы.

    Процесс обратной связи, меняет местами отправителя и получателя. Для формирования ответной реакции на полученное сообщение, бывший получатель проходит все те же этапы коммуникационного процесса. Цель данного процесса - определение на сколько хорошо и понятно изначально было сформулировано сообщение. Формулируя ответ на полученное сообщение, получатель тем самым, показывает насколько хорошо им была понята поступившая информация. Обратная связь, поможет более эффективно наладить процесс передачи управленческой информации, как и при вертикально виде коммуникации, так и при диагональном. Так же, исследователи коммуникационных процессов выявили, что процесс двустороннего обмена информации, более способствует налаживанию благоприятной обстановки в коллективе.

    Общая структура для коммуникационного процесса описана выше. Для различных видов коммуникационного взаимодействия, сама структура может различаться. Так, например, для горизонтального процесса коммуникации, структура имеет немного другой вид.

    Информация в организации может двигаться по различным каналам, а так же переходить на различные уровни. Но взаимодействие работников одного слоя иерархической системы не менее важно. Построение эффективного коммуникативного процесса на горизонтальном уровне, благоприятно скажется на координации работы этих отделов, что в следствии улучшит производительность и работу в общем.

    В отличии от вертикального вида коммуникации в системе, этапы коммуникационного процесса в вертикальном и диагональном видах взаимодействия - имеют свою специфику.

    Барьеры коммуникационного процесса. Как и в любом другом процессе, который протекает поэтапно, в процессе коммуникативного взаимодействия могут возникнуть препятствия. Возникновения таких препятствий в процессе передачи информации, говорит о плохо налаженной коммуникативной сети, или же о несоблюдении условий этапов коммуникационного процесса.

    Коммуникативные барьеры - это своего рода помехи, препятствия по отношению к получателю информации, возникающие на любом этапе коммуникационного процесса. В психологии и социальных науках выделяют различные виды барьеров коммуникаций, такие как: неуверенность в себе, недоверие к собеседнику, неумение выражать свои мысли, неумение слушать, разный статус собеседников. В управленческой практике, понятие коммуникационных барьеров имеет немного другой смысл.

    Информационные барьеры. Такие барьеры в первую очередь связанны с механическими повреждениями информации, её искажении. Вследствие искажения информации, возникает неопределенности, неясности. Такое положение дел, может привести к срыву некоторых важных процессов, которые происходят в организации. Другой важной проблемой, которая относиться к информационным барьерам, относится недостаток информации. Вследствие отсутствия полной информации о внешней среде, организация не может функционировать и работать эффективно. Так же и перегруженность информацией является барьером коммуникативного процесса. Одна из основных особенностей эффективного коммуникационного процесса - это отбор, и передача конкретной, нужной информации.

    Логические барьеры. Такой вид препятствия, в основном возникает при процессе зарождения идеи. Если лицо, которое формирует сообщение, использует для этого не логичную, не ясную информацию в виду своих личных особенностей, то, скорее всего получатель такого сообщение получит непонятную, неясную информацию.

    Один из способов избегание логического недопонимания, является аргументация. Так же преодолеть логический барьер в общении поможет учет особенностей собеседника как личности.

    Стилистический барьер. Такой вид препятствия коммуникации возникает из непонимания сторон участвующих в процессе. Неясность может плохо сказать на процессе межличностной коммуникации. Данный барьер представляет собой несоответствие стиля общение отправителя информации и стиля общения получателя. Если стиль отправителя информации слишком тяжелый для восприятия, то получатель может неумышленно не воспринимать полученную информацию. Один из способов избегать такого недопонимания, это структурировать информацию.

    Семантический барьер. Данный барьер возникает при непонимании того значения, которое вкладывает в слова отправитель. Такое недопонимание является следствием того, что некоторые слова имеют несколько значений, и разные стороны коммуникационного процесса могут воспринимать полученную информацию по "своему".

    Для любого управленца важно правильно подобрать способ общения, и взаимодействия со своими сотрудниками. Информация, которая поступает сотрудникам, должна быть понятна ими. Руководитель должен вести учет особенностей своих работников, уметь аргументировать мысли, правильно сформулировать информацию, которую он собирается передать, уметь логически её обосновать. Нужно наладить коммуникационное взаимодействие так, чтобы работники не чувствовали себя неавторитетным, более низкого статуса чем руководитель. Коммуникация - это один из главных способов скоординировать работу персонала, управленец должен это учитывать, и уметь построить такую атмосферу в коллективе и в организации, чтобы всем было комфортно работать.

    Повышение эффективности коммуникационных процессов в организации

    Не зависимо от типа организации, рода её деятельности, коммуникационные системы быть открытыми (возможность любому сотруднику пользоваться информацией, которая ему предоставлена, требуемыми информационными каналами), простыми, понятными, достоверными, полными, своевременными. Одной из распространенных ошибок при построении коммуникационных систем в организации, является отсутствие единой системы информационного пространства, организации и структуры коммуникационных каналов. Так же отсутствие возможности своевременно поставлять информацию, в виду улучшения её качества - плохо сказывается на деятельности компании. Информация должна циркулировать внутри организации, так, что внутриорганизационные информационные процессы, не выходили за приделы самой организации. Все сотрудники должны быть осведомлены о деятельности организации на том уровне, который им положен. Не должно возникать случаев, когда от сотрудника утаивают положенную ему информацию.

    Одними из основных критериев качества коммуникативных процессов в организации, является количество информационных каналов, возможность их взаимосвязи, наличие промежуточных звеньев, и неформальных коммуникационных связей. Наличие баланса между формальными и неформальными взаимоотношениями между сотрудниками, так же является показателем эффективной коммуникационной сети. Налаженные контакты между горизонтальными и вертикальными уровнями, между различными уровнями управления, так же играют важную роль, так как взаимоотношение данных элементов системы, сильно влияет на скоротечность принятия управленческих решений. Требуемая информация, в не искаженном виде, должна быть переданная на положенный уровень, своевременно, и достаточном объеме. Соблюдение этих требований, и свидетельствует эффективности информационных сетей в организации.

    Для обеспечения максимальной эффективности протекания информационных процессов в организации, требуется регулярная диагностика коммуникационных процессов. Определение причин искажения, и причин задержки информации, это первый шаг к налаживанию информационных процессов. Для информационных отделов в организации, важно наладить баланс между формальными и неформальными взаимоотношениями между элементами системы. Преобладание именно формальных каналов, со временем приведет к высокой централизации коммуникационных процессов.

    Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном вопросе будут рассмотрены только внутренние коммуникационные сети организации. Следует отметить, что коммуникационные сети образуют коммуникационную подструктуру организации. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов (коммуникационные каналы) между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением. Таким образом, в зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность организации может отличаться большей или меньшей эффективностью. В зависимости от вида организации, вида ОСУ используются различные виды коммуникационных сетей. Так, простые технологии (виды взаимодействия) требуют четких отношений власти и централизованных сетей. Сложные технологии требуют групповой организации труда (командной работы) и соответствующих коммуникационных сетей. Таким образом, ОСУ, коммуникационная подструктура, коммуникационная сеть – взаимосвязанные понятия. Создаваемая руководителем сеть также состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

    Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает в еще большей степени. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 10 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из 3 человек.

    Виды коммуникационных сетей

    На практике можно выделить три вида коммуникационных сетей : открытые, замкнутые и комбинированные .

    В открытых сетях движение информации может быть остановлено; потому что оно попадает тупик, то есть к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала.

    В замкнутых сетях тупики либо отсутствуют, либо могут быть обойдены.

    Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи более крупным многоуровневым организациям.

    Рассмотрим более обстоятельно каждый из видов сетей, помня при этом, что речь идет об их принципиальных схемах, а не о «портретах» тех или иных реальных организаций или подразделений.

    К открытым сетям можно отнести сеть типа змея (цепочка), колесои его разновидности: звезда, сеть типа Y, шпора; тент и др. Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же численности. Нами будут рассмотрены группы из трех, четырех и пяти человек.

    К замкнутым сетям относят кружок, всеканальную сеть, вертушку. К комбинированным сетям относят, например, соты.

    Сеть «колесо»

    В сетях данного типа представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Данные сети приведены на рис. 13.

    Преимуществом сетей такого типа является то, что они позволяют быстро получать информацию, концентрировать ее в центральном звене, и в кратчайшие сроки направлять исполнителям (при условии, что учитывается диапазон контроля). Руководителю (центральному звену) легко поддерживать порядок в управлении, поскольку посредники отсутствуют. Однако для крупных управленческих структур такая коммуникационная сеть непригодна. Центральное звено уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и доводить их до исполнителей. У него появляется помощник (посредник) в сетях типа «шпора», «Y», конкретизирующий команды и распределяющий информацию между исполнителями.

    В сетях типа «колесо» число коммуникационных каналов, сходящихся к центральному элементу, на практике может бесконечно раст, и, в конце концов, превысить возможности отдельного человека их контролировать. Поэтому для крупных структур свойственны иные коммуникационные сети, например, тент (Рис.14 ).

    Сеть типа «цепочка» (змея)

    Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи – элемент децентрализации. Данная сеть характеризуется тем, что соединяет работников одного уровня управления, имея чаще всего неформальный характер, или является элементом более сложной сети, например, сети типа «палатка», представляющей собой разновидность «тенте», но с наличием горизонтальной связи между вторыми лицами.

    В целом открытые коммуникационные структуры присущи бюрократическим организациям, где имеет место жесткое подчинение одних звеньев другим, и преобладают формальные связи. Такие сети поддерживают властные отношения, чему способствует централизация информации. Однако в рамках таких организаций могут существовать и гибкие структуры – консультационные и совещательные (комитеты, комиссии, специальные творческие группы), которые основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях и принципах самоуправления. Коммуникации здесь осуществляются посредством замкнутых сетей, в которых посредники играют роль не контролеров, а связников, облегчающих взаимодействие между участниками этих структур.

    Основой замкнутых сетей является сеть типа «круг» (Рис.16 ). В таких сетях т члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. В крупной организации она может быть сложной, включающей дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми (всеканальные сети). Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем, необходимо стимулирование творческих процессов, что помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями. Всеканальные сети являются полностью децентрализованными (рис. 16 ).

    В крупных организациях творческие группы могут быть связаны друг с другом, тогда коммуникационная структура принимает вид «сот». Эта сеть является комбинированной, представляет собой единство цепочки и круга. (рис. 17)

    Выводы по теме

    1. Процесс коммуникации является основополагающим процессом функционирования организации, в зависимость от которого поставлена эффективность всего процесса управления. Одним из условий эффективного управления, в свою очередь, выступает коммуникационная подструктура организации.

    2. Коммуникационная подструктура организации состоит из коммуникационных сетей. Таким образом, можно сказать, что по большому счету, факторы, определяющие выбор ОСУ, во многом определяют вид наиболее эффективной коммуникационной сети.

    3. В целом, можно выделить три типа коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, сферу наилучшего использования.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Дать понятие коммуникации, коммуникационного процесса, коммуникационной подструктуры управления, коммуникационной сети.

    2. Привести классификацию коммуникаций.

    3. Перечислить и охарактеризовать этапы и ключевые роли коммуникационного процесса.

    4. Обосновать важность коммуникационного процесса в менеджменте организации.

    5. Дать понятие коммуникационного барьера, выявить причины его возникновения, обосновать способы их устранения.

    6. Охарактеризовать каждую группу коммуникационных сетей.

    7. Выявить преимущества и недостатки каждой коммуникационной сети, обосновать сферу эффективного использования.

    Коммуникационная сеть -- это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.5). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

    Рис. 5.

    Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи -- это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.

    Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рис.6). В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся ъ центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.

    Рис. 6.

    Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи -- элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

    Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

    Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

    При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

    Весьма важной характеристикой любой формы коммуникации является ее подверженность всевозможным помехам. Под помехами понимаются препятствия, барьеры, возникающие при формировании, передаче и приеме информации и нарушающие коммуникацию.

    Основными коммуникационными барьерами являются помехи, связанные с содержанием сообщения, формой сообщения, средствами сообщения, организацией сообщения.

    Помехи, связанные с содержанием сообщения:

    • 1. Языковые вербальные (связанные с речью, словами). Это прежде всего семантические помехи, вызванные неправильным пониманием смысла слов (например, из-за плохого перевода), недостаточной профессиональной подготовкой (непониманием специальных терминов), плохим произношением и т. п.
    • 2. Языковые невербальные (связанные с языком жестов, телодвижениями, выражением лица). Это помехи, возникающие при ведении переговоров, когда разные стороны придают одним и тем же жестам различный смысл (например, кивок головы у болгар означает не согласие, как у нас, а отрицание).
    • 3. Логические помехи. Здесь барьером становится различная система доказательств, принимаемая сторонами, различное видение одних и тех же обстоятельств, разные принципы и установки. Так, логика богатого отличается от логики бедного, логика смелого - от логики осторожного, логика покупателя - от логики продавца и т. д.
    • 4. Помехи восприятия. Барьером может стать обстановка, в которой воспринимается информация (например, недружелюбная атмосфера), предвзятое отношение к получаемой информации, отсутствие доверия, противоречия с предшествующими сообщениями, неготовность к восприятию (например, из-за пренебрежения необходимой подготовительной работой).

    Помехи, связанные с содержанием сообщения, могут быть в значительной степени нейтрализованы путем:

    • - тщательной подготовки к формированию, передаче и приему информации;
    • - привлечения к созданию сообщения и к его приему специалистов;
    • - обучения персонала организации коммуникационным процессам;
    • - создания обстановки, благоприятствующей коммуникационной деятельности.

    Помехи, связанные с формой сообщения:

    • 1. Сложность формы. Здесь помехи возникают из-за трудности понимания сообщения (например, при злоупотреблении специальными терминами, обилии цифровых данных и т. п.).
    • 2. Непривычность формы. Помехи появляются, например, тогда, когда распоряжение отдается нетрадиционным способом (например, в необычной формулировке).
    • 3. Несоответствие формы содержанию информации. Например, сигнал бедствия должен передаваться коротким сообщением, а финансовая информация должна носить исчерпывающий характер.
    • 4. Неоправданное посредничество в передаче и интерпретации информации. Помехи возникают из-за неизбежных искажений на каждом этапе приемо-передачи сообщения (эффект «испорченного телефона»).

    Помехи, связанные с формой сообщения, могут быть преодолены путем:

    • - придания сообщения понятного вида и доступной формы;
    • - соблюдения установленных и согласованных правил представления информации;
    • - обеспечения соответствия формы сообщения его содержанию;
    • - исключения неоправданных промежуточных инстанций при передаче и приеме информации.

    Помехи, связанные со средствами сообщения:

    • 1. Низкая оперативность передачи информации. Например, требуемое данным средством кодирование информации, вызывающее запаздывание ее передачи.
    • 2. Малая пропускная способность средства. Это вызывает информационные перегрузки, например, при недостатке у организации необходимой для оформления и передачи сообщения оргтехники.
    • 3. Несоответствие средства характеру передаваемой информации. Например, отсутствие видеоаппаратуры вынуждает ограничиваться лишь аудиотехникой, возможности которой существенно ниже.
    • 4. Слабая помехозащищенность и низкое качество коммуникационных средств. Это приводит к нарушению коммуникационного процесса и резко снижает его качество. Помехи, связанные со средствами сообщения, могут быть существенно снижены путем выделения дополнительных средств на оснащение коммуникаций современной техникой.

    Помехи, связанные с организацией сообщения:

    • 1. Плохая обратная связь или ее отсутствие. Это увеличивает шансы на искажение информации, лишает организацию возможности контролировать процесс управления.
    • 2. Запаздывание информации. Это резко снижает ценность информации и эффективность ее использования.
    • 3. Неудачный подбор партнеров в коммуникационном процессе. Это увеличивает возможность искажения сообщений, а в ряде случаев может привести к срыву коммуникации.
    • 4. Неудачный выбор времени и обстановки коммуникации. Это снижает ценность сообщения и эффективность его реализации.

    Помехи, связанные с организацией сообщения, могут быть существенно уменьшены путем:

    • - обязательного налаживания постоянной и устойчивой обратной связи;
    • - обеспечения своевременности передачи информации;
    • - тщательного подбора участников коммуникационного процесса;
    • - продуманного выбора времени и обстановки коммуникации.
    В продолжение темы:
    Устройства

    Мы с Вами познакомились с основными компьютерными терминами и определениями. Практически изучили назначение всех (почти) клавиш на клавиатуре конкретно на примерах. Не...

    Новые статьи
    /
    Популярные