Коммуникации в дистанционном обучении. Синхронные средства общения

Synchronousbitsynchronization–строго периодический режим с фиксированной скоростью передачи данных, они требуют применения механизма синхронизации, обеспечивающего согласование таймеров отправителя и получателя. Для координации временных соотношений используются три метода:

    гарантированное изменение состояния;

    отдельный сигнал синхронизации;

    передискретизация (oversampling).

Гарантированное изменение состояния – метод, при котором информация синхронизации встраивается в сам сигнал передачи данных.

Отдельный сигнал синхронизации – метод, в котором используется специальный канал между передатчиком и приемником, по которому передается исключительно информация синхронизации.

Передискретизация – метод, при котором приемник дискретизирует сигнал с более высокой тактовой частотой, чем скорость передачи данных.

Синхронное соединениеиспользуется, главным образом, для скоростных каналов связи и передачи мультимедийного трафика, для соединения мейнфреймов и миникомпьютеров. Одна из проблем асинхронной передачи данных связана с очень высокой избыточностью кода. Для каждого байта информационных символов мы вынуждены присовокупить 3-4 бита служебной информации.

Последовательная передача называется синхронной, если точно определен момент отправки и приема каждого бита. При этом поток бит группируется в кадры (frames), нет пустых интервалов, осуществляется синхронизация на протяжении всей передачи. Отсюда высокая скорость передачи данных и, естественно, возможность применения высокоскоростных приложений.

Direction of flow

В случае синхронного соединения исходное сообщение разбивается на достаточно крупные фрагменты (пакеты, кадры, сегменты). Каждый пакет сопровождается служебной информацией содержащейся в заголовке (header) и концевике (tail), который говорит об окончании пакета и приеме его без ошибок. Это позволяет существенно поднять эффективность методов обнаружения и коррекции ошибок, по сравнению с асинхронным методом.

По порядку передачи коммуникации различают: симплексная ,полудуплексная идуплексная или полная дуплексная.

Симплексная (simplex communication)

Данные передаются исключительно в одном направлении (одностороннее движение). Метод в чистом виде используется редко, нет возможности сообщать и корректировать ошибки вовремя. Пример: телевидение.

Полудуплекс (half-duplexcommunication)

Полудуплексный канал посылает и получает пакеты данных по одной линии связи, но попеременно или с разделением во времени. Пример: СВ радио.

Пример реализации полудуплексного протокола FTP(File Transfers Protocol).

Полный дуплекс (full-duplex communication)

При этом методе данные проходят в обоих направлениях по единственной линии связи одновременно. Это похоже на улицу с двусторонним движением. Пример: телефон.

Передача в основной полосе частот и широкополосная передача.

Шириной используемой полосы частот называют выделенную полосу пропускания среды передачи данных. Общую полосу пропускания среды передачи можно разделить на каналы. Канал представляет собой часть полосы пропускания, которая применяется для передачи данных. Существует два способа выделения полосы пропускания среды передачи данных:

    передача в основной полосе частот (baseband), в этом случае для одного канала используется вся полоса частот;

    широкополосная передача (broadband), этот вид передачи предусматривает разделение полосы пропускания на отдельные каналы.

Синхронизация

При передаче данных выполнение тактовой синхронизации является обязательным условием успешной передачи и приема данных, однако при этом возникает одна, но фундаментальная проблема. Несмотря на то, что передатчик и приемник имеют генераторы тактовых импульсов одинаковой частоты (естественно с какой то погрешностью), для декодирования данных приемник должен не только определить тактовую частоту передатчика более точно, но и подстроить фазу этих двух частот.

) мы рассматривали вопросы взаимодействия с серверами БД с помощью SQL и веб- и EJB-компонентов. Тогда речь шла о синхронном взаимодействии клиентов и серверов.
«Синхронное взаимодействие» в первоначальном понимании означало, что при передаче информации (в том или ином виде) от одного приложения к другому приложение-отправитель («клиент») переходило в режим ожидания отклика на запрос от приложения-получателя («сервера»). Напротив, под «асинхронностью» понималась возможность продолжить работу, не дожидаясь получения ответа.
После того как широкое распространение получили операционные среды с наличием простых и удобных средств разработки многопоточных приложений, смысл понятий «синхронное» и «асинхронное» взаимодействие изменился - просто потому, что в многопоточной среде прежнее толкование потеряло смысл.
В настоящий момент под «асинхронным взаимодействием» понимается режим передачи информации, при котором между отправителем и получателем находится «посредник», который не просто обеспечивает передачу сообщения, но и решает некоторые другие задачи, например:

    Обеспечивает возможность обработки сообщения требуемым образом в процессе доставки;

    Позволяет выбрать альтернативные маршруты доставки и/или оптимальный (в определенном смысле) маршрут;

    Обеспечивает долговременное хранение сообщения после его отправки - допустим, чтобы гарантировать надежность доставки или осуществить «отложенную» доставку;

    Размножает сообщение для доставки его не одному, а нескольким получателям.

Синхронный и асинхронный режимы взаимодействия могут быть реализованы с использованием различных транспортных протоколов. Применительно к Java-технологиям очень часто синхронный вызов называют «вызовом в стиле RPC» (Remote Procedure Call), а асинхронный - «отправкой сообщения» (по-английски - messaging).
Асинхронное взаимодействие в стиле messaging занимает важное место в распределенных системах. Пожалуй, основными достоинствами такого способа взаимодействия являются:

    Простота использования API;

    Гарантированная доставка сообщений;

    Возможность получения сообщений без создания серверных приложений.

На уровне использования языка Java формализацией интерфейсов такого взаимодействия является технология JMS - Java Messaging Service.

Основные понятия JMS
Основная идея использования этой технологии заключается в том, что разработчики создают только клиентские приложения, часть из которых является отправителями, а часть - получателями сообщений. Конечно, можно и отправлять, и получать сообщения в одном приложении. Сервер (его часто называют message broker) обычно создается крупными компаниями - IBM, Tibco, Sonic, и прикладные разработчики просто используют его подобно веб-серверам или серверам БД.
Как правило, перед началом работы программной системы, использующей JMS, на стороне сервера создаются так называемые администрируемые объекты. Это, во-первых, фабрики соединений (connection factories), а во-вторых, «целевые» объекты двух видов - топики (topics) и очереди (queues). Основное отличие топиков от очередей состоит в том, что топики размножают сообщение для всех, кто желает его получить, а очередь является просто каналом передачи сообщения единственному потребителю - первому, кто успел. Соответственно очереди реализуют программную модель «отправитель-получатель» (sender-receiver), а топики - «издатель-подписчик» (publisher-subscriber).
Получатель сообщений - при использовании как топиков, так и очередей - может извлекать сообщения из нужного целевого объекта в двух режимах - синхронном и асинхронном. В данном случае термины «синхронный» и «асинхронный» характеризуют режим получения сообщения в приложении-получателе.
В синхронном режиме программа-получатель явно вызывает для специального объекта-получателя, сопоставленного с требуемым целевым объектом, специальный метод (receive()). Этот метод возвращает сообщение, если оно доступно. Если сообщения нет, то вызов этого метода блокирует поток выполнения команд и программа ждет прихода сообщения.
В асинхронном режиме получатель реализует callback-метод onMessage() специального интерфейса MessageListener. Разработчик создает класс, реализующий данный интерфейс, затем - экземпляр этого класса и сопоставляет его с нужным целевым объектом. При приходе сообщения происходит вызов и выполнение кода метода onMessage().
Администрируемые объекты обычно создаются администратором брокера сообщений с использованием поставляемых разработчиками сервера специальных утилит администратора. В большинстве случаев такие объекты являются глобальными, т.е. доступны для различных приложений, а доступ к ним производится с использованием службы имен - JNDI.
Важно понимать, что JMS обеспечивает доставку сообщений только целевым объектам, а не «истинным» потребителям. Задача правильного получения событий в программе от топика или из очереди может быть весьма нетривиальной.
Важнейшим понятием JMS является сессия (session). Проще всего трактовать сессию как контекст потока, в котором выполняется передача сообщений. Фабрикой сессий является соединение (connection). В свою очередь сессия играет роль фабрики для объектов - отправителей сообщений, объектов - получателей сообщений и самих сообщений. Отправители, получатели событий и сами события представляют собой обычные локальные объекты Java. При передаче события (сообщения) выполняется его сериализация - опять-таки по обычным правилам Java.
В более сложном случае - с использованием распределенных транзакций - сессия выступает как получатель сообщений и одновременно как их диспетчер.

JMS и Geronimo/WAS CE
Использование JMS в Geronimo/WAS CE имеет определенную специфику (которая сохранится до появления версии WAS CE 1.2). Эта специфика связана с получением доступа к администрируемым объектам JMS. Суть этой проблемы (если это является проблемой) заключается в следующем: стандартный подход к применению JMS API основан на использовании глобальных (в смысле - общедоступных) администрируемых объектов. Предполагается, что они создаются администратором системы, а программный код просто использует их, причем для поиска применяется типовой для J2EE подход - использование службы имен JNDI.
Философия же Geronimo/WAS CE построена на отказе от глобальных контекстов службы имен с целью повышения производительности системы.
Это означает, что возникают определенные трудности для получения объектных ссылок на администрируемые объекты вне единого пространства XML-дескрипторов, другими словами, вне EAR-архивов J2EE.
Проблема осознается разработчиками. Конечно, радикально вопрос решается поддержкой глобального контекста JNDI и автоматической регистрацией объектных ссылок на администрируемые объекты JMS в этом контексте при развертывании этих объектов на сервере. Поддержка глобального контекста обещана в версии 1.2. Пока этого нет, используется паллиативное решение. При запуске сервера устанавливается (для версий 1.0.x сервера) конфигурация с именем geronimo/activemq/1.0/car, в которой создаются специальный экземпляр службы имен с глобальным контекстом и несколько администрируемых объектов, причем в их число входят три фабрики соединений. Получить доступ к этим объектам можно, например, с помощью такого кода:

Properties props = new Properties();

props.setProperty(Context.INITIAL_CONTEXT_FACTORY,
“org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory“);
props.setProperty(Context.PROVIDER_URL, “tcp://localhost:61616“);

Context initContext = new InitialContext(props);

Если после этого для полученного контекста вызвать метод list(), например:

NamingEnumeration enum = initContext.list(““);
while (enum.hasMore())
{
Object o = enum.next();
System.out.println(o);
}

то выводимая информация будет иметь следующий вид:

QueueConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
dynamicTopics: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$2
ConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
TopicConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory
dynamicQueues: org.activemq.jndi.ActiveMQInitialContextFactory$1

Как видно, созданы три фабрики соединений (одна - общего назначения, одна - только для топиков и одна - только для очередей). Кроме этих администрируемых объектов созданы два дочерних контекста - dynamicTopics и dynamicQueues. С точки зрения прав доступа JNDI эти контексты доступны только для чтения. Тем не менее поместить в них информацию (объектные ссылки на очереди и топики) все-таки можно.
Об использовании этих фабрик соединений и контекстов (dynamicTopics и dynamicQueues) будет рассказано ниже.
Самое важное, что надо иметь в виду при использовании JMS вместе с WAS CE: для создания администрируемых объектов нужно создать RAR-модули (коннекторы) и соответствующие им конфигурации GBeans, а доступ к ресурсам - администрируемым объектам - задается с помощью XML-дескрипторов. Это означает, что все делается быстро и просто только при использовании JMS между различными компонентами системы в составе одного EAR-архива. В противном случае разработчик должен сам обеспечить доступ к объектам JMS. В каждом конкретном случае это не представляет большой сложности.

Запуск брокера сообщений в WAS CE
WAS CE позволяет создавать и запускать несколько различных брокеров сообщений. В частности, можно использовать WebSphere MQ или другую коммерческую реализацию. По умолчанию в комплект поставки входит брокер ActiveMQ, созданный в рамках OpenSource-проекта. Он находится в конфигурации geronimo/activemq-broker/1.0/car, которая запускается по умолчанию при старте сервера. Файл конфигурации сервера.varconfigconfig.xml содержит следующее описание параметров этой конфигурации:

0.0.0.0
61616

Брокер сообщений ActiveMQ поддерживает различные протоколы взаимодействия. Консоль администратора (см. рисунок) позволяет увидеть список протоколов и соответствующие параметры настройки (в колонке навигации выбран элемент JMS Server).

Это вполне функциональный и мощный брокер сообщений, возможностей которого вполне достаточно для большинства реальных приложений.

О том, как создавать администрируемые объекты с помощью консоли администратора, вы сможете прочитать в полной версии статьи на «Мир ПК-диске». 13 июля 2010 г. 14:24

Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения - лекции.

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы . Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

Подкасты - это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting - производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) - лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%.

Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс.

Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), - хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать - средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) - электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, - считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard - это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

Виктор Жуков , руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Пример «виртуальной доски»:

Рис. 1. Kerika’ s graphical Wiki approach

Breakout rooms (дословно - комнаты прорыва) - виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

По словам Алексея Королькова , генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так:

Рис

Совместная работа с приложениями - инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебтуры (webtours) - совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

Совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар, или погоня за двумя зайцами

Такое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами - асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия , которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту . А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы . На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс - в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

Вывод

Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые - в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) - это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Общие тенденции развития электронного обучения таковы : использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.

Главная задача преподавателя при применении ИТ в обучении фонетической стороне речи - создать условия для практического овладения языком.

Цели

1) Активизировать познавательную деятельность

В рамках этой цели осуществляются два подхода:

  • личностно-ориентированный

а)сотрудничество преподавателя со студентом

б)проектная методика (использование ИТ)

  • подход "кнута и пряника"

2) Применить отработанные формы обучения фонетической стороне речи

Способы отработки:

  • прослушивание эталона
  • объяснение характера звука
  • тренировка

Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями

  • анимированная демонстрация работы артикуляционного аппарата
  • запись звуков, произнесенных пользователем для анализа самооценки
  • сравнение произнесенных пользователем звуков с эталоном и определение степени совпадения
  • осуществление управляемого диалога

В рамках данных возможностей должен постоянно осуществляться принцип обратной связи: обучающемуся дается возможность знать, на правильном ли он пути. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность постоянно и синхронно наблюдать за учебным процессом.

Обучающие программы

Наиболее популярными программами, которые помогают в обучении фонетике, являются:

  • Мой говорящий словарь
  • Talk to me
  • Professor Higgins

Рассмотрим данные программы с стороны трех аспектов: методического, эргономического и технического.

Методический аспект Эргономический аспект Технический аспект
Мой говорящий словарь Нельзя редактировать учебный материал, нет описания звуков, не учитывается методика формирования фонетических навыков Нет доступа к базе данных слов, статей, нельзя выбрать произвольное слово для изучения Дает возможность сравнить речь пользователя с эталоном, но не дает критериев оценки
Talk to me Учебный материал соответствует разговорнику, а не словарю(от фразы к звуку) Дает критерии оценки, ведет от одной фразе к другой в диалоге Сравнение речи по графикам, 7-балльная шкала
Professor Higgins Путь от звука к фразе Позволяет настроить темп произношения, следить за произношением эталона по фонетическому образцу\по работе органов речи, доступность справочных материалов по данному звуку Имеет анимацию артикуляции звуков(+текст), сравнивает запись с эталоном, не содержит инструментального журналирования

Критическая оценка протестированной программы Professor Higgins

Обложка Professor Higgins

В данном разделе нашей статьи оценим программу Professor Higgins.

Плюсы Professor Higgins:

  • возможность для обучающегося воспринимать собственное произношение визуально и сравнивать его с произношением носителей языка
  • объём словаря программы в 8000 слов; также в программу включены пословицы, поговорки, стихотворения, скороговорки
  • использование принципа "от простого к сложному"
  • хорошо разработанный и разнообразный блок упражнений
  • в программе широко используются иллюстрации и анимация, помогающие лучше понять артикуляцию звуков
  • программа позволяет настроить темп собственного произношения
  • программа создает интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации

Минусы :

  • программа не русифицирована
  • программа имеет определенный алгоритм оценивания и не допускает нескольких вариантов ответа
  • отсутствие реальной коммуникации

Ресурсы

Существуют различные мультимедиа-учебники, такие как:

  • гипертекстовый документ (HTML, Java)
  • компьютерные программы (case-технологии)

Ресурсы (как русскоязычные, так и аутентичные) бывают теоретическими и практическими.

Функции ресурсов

Теоретическиее ресурсы (учебники) сосредотачиваются на ряде следующих фонетических вопросов:

  • словесное ударение
  • правильное чтение букв и слов
  • редукция звуков
  • типы слогов
  • паузация, ритм, темп

Свойства практических ресурсов:

  • содержат образцы речи, озвучиваемые носителями языка
  • подробный набор фонетических явлений

Однако, эти ресурсы имеют и свои недостатки:

  • не все аудиоматериалы являются эталонами для подражания

Средства коммуникации в Интернет

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Таким образом можно заметить,что средства коммуникации в Интернет - мощное средство в обучении, они позволяют человеку непосредственно участвовать в диалоге. Существуют синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Синхронные средства коммуникации

Синхронные средства коммуникации - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

Виды синхронных средств коммуникации:

  • Голосовые и видео конференции

Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

  • Текстовые конференции (чаты)

Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Асинхронные средства коммуникации

Асинхронные средства коммуникации позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени. В отличие от синхронных средств коммуникации, они более гибкие и позволяют обучающемуся выбирать удобное для него время работы с материалами курса.

Аудиоблог

Особенности:

  • стандартизация передачи данных на основе протокола RSS
  • унифицировать способы передачи информации о разных материалах, появившихся в Интернет
  • динамический характер
  • бесплатность авторских программ

Направления:

  • видеозаписи уроков по практической фонетике
  • развитие навыков аудирования
  • детальное изучение акцентов, стилей речи

Голосовая почта

Голосовая почта - это обмен аудио- и видео-сообщениями. Использование голосовой почты на уроках английского языка помогает реализовать принцип аутентичности общения. Наиболее эффективно может быть использована при реализации проектной методики (например, если в проект вовлечены носители языка, то более целесообразным будет использование при общении русско- и англоговорящих участников именно голосовой почты. Развивается способность слышать и понимать речь носителей языка.

Голосовые форумы

Голосовые форумы - это форумы, где темы дискутируются с помощью голосовых посланий (такие, как, например, голосовой форум Voxopop , более известный под своим старым названием Chinswing ). Все дискуссии категоризованы на тематические каналы. Внутри этих каналов находятся многопользовательские обсуждения. Каждое сообщение - это голосовое послание зарегистрированного пользователя Voxopop . В структуре сайта - две страницы: одна содержит список всех дискуссий на данную тему, а другая отображает непосредственно страницы дискуссий, на которых непосредственно производится прослушивание голосовых записей пользователей.

  • реализация проектной методики
  • стимуляций творческой активности
  • возможность вовлечь студента в коммуникацию с носителем языка, при этом преодолевается языковой барьер
  • мотивация для изучения иностранных языков
  • возможность применить свои знания иностранного языка в обсуждениях очень широкого спектра тем

Направления в использовании ИКТ в обучении фонетической стороне речи

ИКТ в обучении фонетической стороне речи используются в двух направлениях:

  • использование обучающих программ , достоинство которых состоит в организации самостоятельной работы.
  • использование интернет-технологий и телекоммуникаций , создающих среду общения и обучения, приближенную к аутентичной.

В случае взаимодействия без буферизации, процесс-отправитель направляет получателю запрос на передачу данных и продолжает свою работу. Этот запрос будет ожидать от процесса-получателя готовности к приему данных и соответствующего вызова командыreceive() , после чего начнется собственно передача данных. Взаимодействующие процессы смогут узнать об окончании сетевого обмена и, следовательно, о возможности работать с передаваемыми и принимаемыми данными без риска их повреждения с помощью команд, проверяющих признак завершения операцийsend() илиreceive(). Эта ситуация иллюстрируется рис. 1.9а.

В случае буферизованного взаимодействия, отправитель инициирует копирование передаваемых данных из своего буфера в дополнительный буфер отправки и сразу продолжает работать. При этом дальнейшая обработка передаваемых данных процессом-отправителем становится безопасной в момент завершения операции копирования. На стороне получателя командаreceive() инициирует перемещение данных из дополнительного буфера приема в адресное пространство получателя и возвращает управление в вызвавший процесс. Стоит отметить, что возращение управления произойдет даже в том случае, если данные еще не поступили от отправителя в дополнительный буфер приема. При этом запрос от командыreceive() будет ожидать поступления данных. Как видно из рис. 1.9б, использование механизма неблокирующей буферизованной отправки/ получения позволяет уменьшить время, в течение которого работа с передаваемыми и принимаемыми данными является небезопасной.

Таким образом, блокирующие примитивы взаимодействия обеспечивают простоту программирования и гарантируют выполнение семантики передачи данных, в то время как неблокирующие операции применимы для увеличения производительности компьютерных систем за счет маскирования издержек обмена данными. Однако в последнем случае разработчикам ПО приходится следить за тем, чтобы приложение не обращалось к передаваемым и принимаемым данным до завершения операций отправки или приема. Поэтому большинство современных библиотек, реализующих операции обмена сообщениями, обычно предоставляют как блокирующие, так и неблокирующие примитивы.

1.5.5. Синхронный и асинхронный обмен сообщениями

Основной смысл определения блокирующих и неблокирующих операций отправки и приема данных заключается в описании локального поведения вызывающего процесса без учета хода выполнения других процессов. А именно, блокирующие примитивы возвращают управление вызывающему процессу при завершении копирования данных из адресного пространства процесса-отправителя или в адресное

пространство процесса-получателя, неблокирующие – лишь начинают соответствующую операцию. Имеет смысл рассматривать взаимодействие также сглобальной точки зрения. В этом контексте различают синхронный и асинхронный механизм обмена сообщениями.

Синхронный обмен сообщениями. При синхронном обмене сообщениями отправитель и получатель дожидаются друг друга для передачи каждого сообщения, и операция отправки считается завершенной только после того, как получатель закончит прием сообщения.

Завершение синхронной операции send() свидетельствует не только о том, что семантика передачи данных оказывается обеспеченной, но и о том, что получатель достиг определенной точки в ходе своего выполнения, а именно вызова соответствующей операцииreceive() . Поэтому процессы не только обмениваются данными, но и синхронизируют свое выполнение во времени.

Другое преимущество синхронного обмена сообщениями заключается в том, что для передачи сообщения не требуется использования дополнительных буферов, т.к. синхронная операция send() все равно не сможет завершиться, пока не будет вызвана соответствующая операцияreceive() . Хотя, конечно, возможна реализации этих примитивов и с использованием буферизации. Важно отметить, что синхронная операцияreceive() после получения сообщения должна отослать соответствующее подтверждение (англ.acknowledgement ) отправителю для завершения операцииsend() .

В случае использования блокирующих примитивов взаимодействия передача сообщения с помощью пары вызовов send() иreceive() может рассматриваться как одна атомарная операция.

Асинхронный обмен сообщениями. При асинхронном обмене сообщениями не происходит никакой координации между отправителем и получателем сообщения. Для завершения операции send()отправителю не требуется дожидаться приема сообщения процессом-получателем. При отправке нового сообщения, отправителю неизвестно, получено ли его предыдущее сообщение, направленное этому же или, возможно, другому получателю. Поэтому, если канал связи между отправителем и получателем не сохраняет порядок передаваемых по нему сообщений, т.е. не обеспечивает свойство FIFO (англ. First In First Out), получатель может принимать сообщения в другом порядке, нежели они были переданы отправителем. Асинхронной операции receive()нет необходимости отсылать отправителю подтверждение (англ. acknowledgement) о приеме сообщения.

Преимуществом асинхронного обмена сообщениями является возможность перекрывать вычисления отправителя и получателя во времени, т.к. процессы не будут ожидать друг друга для передачи каждого сообщения.

В связи с тем, что отправка и прием сообщения не синхронизированы во времени, передача сообщения с помощью блокирующих примитивов требует наличия дополнительных буферов для размещения отправленных, но еще не полученных сообщений. Как уже обсуждалось, в этом случае необходимо определить поведение операции send() в ситуациях переполнения буфера. Если блокировать отправителя до освобождения требуемого пространства, то непредсказуемо может возникнуть ситуация взаимной блокировки процессов. Если сообщение отбрасывать, то коммуникацию нельзя считать надежной.

В продолжение темы:
Решения

Для тех кто только стал новичком или не является знатоком в огромном мире Android и не особо знаком с понятием как - Root Android , а также зачем он нужен, что можно сделать...

Новые статьи
/
Популярные