Диаграммы UML. UML: от теории к практике Представление проектных решений в виде uml диаграмм

10.4. ДИАГРАММЫ UML

10.4.1. Типы визуальных диаграмм UML

UML позволяет создавать несколько типов визуальных диаграмм:

Диаграммы вариантов использования;

Диаграммы последовательности;

Кооперативные диаграммы;

Диаграммы классов;

Диаграммы состояний;

Диаграммы компонент;

Диаграммы размещения.

Диаграммы иллюстрируют различные аспекты системы. Например, кооперативная диаграмма показывает, как должны взаимодействовать объекты, чтобы реализовать некоторую функциональность системы. У каждой диаграммы есть своя цель.

10.4.2. Диаграммы вариантов использования

Диаграммы вариантов использования отображают взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему. Пример диаграммы вариантов использования для банковского автомата (ATM) показан на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Диаграмма вариантов использования

На диаграмме представлено взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя. Таким образом, варианты использования - это функции, выполняемые системой, а действующие лица - это заинтересованные лица по отношению к создаваемой системе. Диаграммы показывают, какие действующие лица инициируют варианты использования. Из них также видно, когда действующее лицо получает информацию от варианта использования. В сущности диаграмма вариантов использования может иллюстрировать требования к системе. В нашем примере клиент банка инициирует различные варианты использования: "Снять деньги со счета", "Перевести деньги", "Положить деньги на счет", "Показать баланс", "Изменить идентификационный номер", "Произвести оплату". Банковский служащий может инициировать вариант использования "Изменить идентификационный номер". От варианта использования "Произвести оплату" идет стрелка к Кредитной системе. Действующими лицами могут быть и внешние системы, в данном случае Кредитная система показана именно как действующее лицо - она является внешней для системы ATM. Стрелка, направленная от варианта использования к действующему лицу, показывает, что вариант использования предоставляет некоторую информацию действующему лицу. В данном случае вариант использования "Произвести оплату" предоставляет Кредитной системе информацию об оплате по кредитной карточке.

Из диаграмм вариантов использования можно получить довольно много информации о системе. Этот тип диаграмм описывает общую функциональность системы. Пользователи, менеджеры проектов, аналитики, разработчики, специалисты по контролю качества и все, кого интересует система в целом, могут, изучая диаграммы вариантов использования, понять, что система должна делать.

10.4.3. Диаграммы последовательности

Диаграммы последовательности отражают поток событий, происходящих в рамках варианта использования. Например, вариант использования "Снять деньги" предусматривает несколько возможных последовательностей: снятие денег, попытка снять деньги при отсутствии их достаточного количества на счету, попытка снять деньги по неправильному идентификационному номеру и некоторые другие. Нормальный сценарий снятия $20 со счета (при отсутствии таких проблем, как неправильный идентификационный номер или недостаток денег на счету) показан на рис. 10.2.

Рис 10.2. Диаграмма последовательности снятия клиентом Джо $20 со счета

В верхней части диаграммы показаны все действующие лица и объекты, требуемые системе для выполнения варианта использования "Снять деньги". Стрелки соответствуют сообщениям, передаваемым между действующим лицом и объектом или между объектами для выполнения требуемых функций. Следует отметить также, что на диаграмме последовательности показаны именно объекты, а не классы. Классы представляют собой типы объектов. Объекты конкретны; вместо класса Клиент на диаграмме последовательности представлен конкретный клиент Джо.

Вариант использования начинается, когда клиент вставляет свою карточку в устройство для чтения - этот объект показан в прямоугольнике в верхней части диаграммы. Он считывает номер карточки, открывает объект "счет Джо" и инициализирует экран ATM. Экран запрашивает у Джо его регистрационный номер. Клиент вводит число 1234. Экран проверяет номер у объекта "счет Джо" и обнаруживает, что он правильный. Затем экран предоставляет Джо меню для выбора, и тот выбирает пункт "Снять деньги". Экран запрашивает, сколько он хочет снять, и Джо указывает $20. Экран снимает деньги со счета. При этом он инициирует серию процессов, выполняемых объектом "счет Джо". В то же время осуществляется проверка, что на этом счету лежат, по крайней мере, $20 и из счета вычитается требуемая сумма. Затем кассовый аппарат получает инструкцию "выдать чек и $20 наличными". Наконец, все тот же объект "счет Джо" дает устройству для чтения карточек инструкцию вернуть карточку.

Итак, данная диаграмма последовательности иллюстрирует последовательность действий, реализующих вариант использования "Снять деньги со счета" на конкретном примере снятия клиентом Джо $20. Глядя на эту диаграмму, пользователи знакомятся со спецификой своей работы. Аналитики видят последовательность (поток) действий, разработчики - объекты, которые надо создать, и их операции. Специалисты по контролю качества поймут детали процесса и смогут разработать тесты для их проверки. Таким образом, диаграммы последовательности полезны всем участникам проекта.

10.4.4. Кооперативные диаграммы

Кооперативные диаграммы отражают ту же самую информацию, что и диаграммы последовательности. Однако дела, ют они это по-другому и с другими целями. Показанная на рис. 10.2 диаграмма последовательности представлена на рис. 10.3 в виде кооперативной диаграммы.

Как и раньше, объекты изображены в виде прямоугольников, а действующие лица в виде фигур. Если диаграмма последовательности показывает взаимодействие между действующими лицами и объектами во времени, то на кооперативной диаграмме связь со временем отсутствует. Так, можно видеть, что устройство для чтения карточки выдает "счету Джо" инструкцию открыться, а "счет Джо" заставляет это устройство вернуть карточку владельцу. Непосредственно взаимодействующие объекты соединены линиями. Если, например, устройство для чтения карточки общается непосредственно с экраном ATM, между ними следует провести линию. Отсутствие линии означает, что непосредственное сообщение между объектами отсутствует.

Рис. 10.3. Кооперативная диаграмма, описывающая процесс снятия денег со счета

Итак, на кооперативной диаграмме отображается та же информация, что и на диаграмме последовательности, но нужна она для других целей. Специалисты по контролю качества и архитекторы системы смогут понять распределение процессов между объектами. Допустим, что какая-то кооперативная диаграмма напоминает звезду, где несколько объектов связаны с одним центральным объектом. Архитектор системы может сделать вывод, что система слишком сильно зависит от центрального объекта, и необходимо перепроектировать ее для более равномерного распределения процессов. На диаграмме последовательности такой тип взаимодействия было бы трудно увидеть.

10.4.5. Диаграммы классов

Диаграммы классов отражают взаимодействие между классами системы. Например, "счет Джо" - это объект. Типом такого объекта можно считать счет вообще, т. е. "Счет" - это класс. Классы содержат данные и поведение (действия), влияющее на эти данные. Так, класс Счет содержит идентификационный номер клиента и проверяющие его действия. На диаграмме классов класс создается для каждого типа объектов из диаграмм последовательности или Кооперативных диаграмм. Диаграмма классов для варианта использования "Снять деньги" показана на рис. 10.4.

На диаграмме показаны связи между классами, реализующими вариант использования "Снять деньги". В этом процессе задействованы четыре класса: Card Reader (устройство для чтения карточек), Account (счет), ATM (экран ATM) и Cash Dispenser (кассовый аппарат). Каждый класс на диаграмме классов изображается в виде прямоугольника, разделенного на три части. В первой части указывается имя класса, во второй - его атрибуты. Атрибут - это некоторая информация, характеризующая класс. Например, класс Account (счет) имеет три атрибута: Account Number (номер счета), PIN (идентификационный номер) и Balance (баланс). В последней части содержатся операции класса, отражающие его поведение (действия, выполняемые классом). Связывающие классы линии показывают взаимодействие между классами.

Рис. 10.4. Диаграмма классов

Разработчики используют диаграммы классов для реального создания классов. Такие инструменты, как Rose, генерируют основу кода классов, которую программисты заполняют деталями на выбранном ими языке. С помощью этих диаграмм аналитики могут показать детали системы, а архитекторы - понять ее проект. Если, например, какой-либо класс несет слишком большую функциональную нагрузку, это будет видно на диаграмме классов, и архитектор сможет перераспределить ее между другими классами. С помощью диаграммы можно также выявить случаи, когда между сообщающимися классами не определено никаких связей. Диаграммы классов следует создавать, чтобы показать взаимодействующие классы в каждом варианте использования. Можно строить также более общие диаграммы, охватывающие все системы или подсистемы.

10.4.6. Диаграммы состояний

Диаграммы состояний предназначены для моделирования различных состояний, в которых может находиться объект. В то время как диаграмма классов показывает статическую картину классов и их связей, диаграммы состояний применяются при описании динамики поведения системы.

Диаграммы состояний отображают поведение объекта. Так, банковский счет может иметь несколько различных состояний. Он может быть открыт, закрыт или может быть превышен кредит по нему. Поведение счета меняется в зависимости от состояния, в котором он находится. На диаграмме состояний показывают именно эту информацию. На рис. 10.5 приведен пример диаграммы состояний для банковского счета.

Рис. 10.5. Диаграмма состояний для класса Account

На данной диаграмме показаны возможные состояния счета, а также процесс перехода счета из одного состояния в другое. Например, если клиент требует закрыть открытый счет, последний переходит в состояние "Закрыт". Требование клиента называется событием, именно события вызывают переход из одного состояния в другое.

Когда клиент снимает деньги с открытого счета, счет может перейти в состояние "Превышение кредита". Это происходит, только если баланс по счету меньше нуля, что отражено условием [отрицательный баланс] на нашей диаграмме. Заключенное в квадратные скобки условие определяет, когда может или не может произойти переход из одного состояния в другое.

На диаграмме имеются два специальных состояния - начальное и конечное. Начальное состояние выделяется черной точкой: оно соответствует состоянию объекта в момент его создания. Конечное состояние обозначается черной точкой в белом кружке: оно соответствует состоянию объекта непосредственно перед его уничтожением. На диаграмме состояний может быть одно и только одно начальное состояние. В то же время может быть столько конечных состояний, сколько вам нужно или их может не быть вообще.

Когда объект находится в каком-то конкретном состоянии, могут выполняться те или иные процессы. В нашем примере при превышении кредита клиенту посылается соответствующее сообщение. Процессы, происходящие, когда объект находится в определенном состоянии, называются действиями.

Диаграммы состояний не нужно создавать для каждого класса, они применяются только в очень сложных случаях. Если объект класса может существовать в нескольких состояниях и в каждом из них ведет себя по-разному, для него, вероятно, потребуется такая диаграмма. Однако во многих проектах они вообще не используются. Если же диаграммы состояний все-таки были построены, разработчики могут применять их при создании классов.

Диаграммы состояний необходимы в основном для документирования.

10.4.7. Диаграммы компонент

Диаграммы компонент показывают, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты программного обеспечения вашей системы и связи между ними. При этом выделяют два типа компонент: исполняемые компоненты и библиотеки кода.

На рис. 10.6 изображена одна из диаграмм компонент для системы ATM. На этой диаграмме показаны компоненты клиента системы ATM. В данном случае команда разработчиков решила строить систему с помощью языка C++. У каждого класса имеется свой собственный заголовочный файл и файл с расширением. СРР, так что каждый класс преобразуется в свои собственные компоненты на диаграмме. Выделенная темная компонента называется спецификацией пакета и соответствует файлу тела класса ATM на языке C++ (файл с расширением. СРР). Невыделенная компонента также называется спецификацией пакета, но соответствует заголовочному файлу класса языка C++ (файл с расширением. Н). Компонента АТМ. ехе является спецификацией задачи и представляет поток обработки информации. В данном случае поток обработки - это исполняемая программа.

Компоненты соединены штриховой линией, отображающей зависимости между ними. У системы может быть несколько диаграмм компонент в зависимости от числа подсистем или исполняемых файлов. Каждая подсистема является пакетом компонент.

Диаграммы компонент применяются теми участниками проекта, кто отвечает за компиляцию системы. Диаграмма компонент дает представление о том, в каком порядке надо компилировать компоненты, а также какие исполняемые компоненты будут созданы системой. Диаграмма показывает соответствие классов реализованным компонентам. Итак, она нужна там, где начинается генерация кода.

Рис. 10.6. Диаграмма компонент

10.4.8. Диаграммы размещения

Диаграммы размещения показывают физическое расположение различных компонент системы в сети. В нашем примере система ATM состоит из большого количества подсистем, выполняемых на отдельных физических устройствах или узлах. Диаграмма размещения для системы ATM представлена на рис. 10.7.

Из данной диаграммы можно узнать о физическом размещении системы. Клиентские программы ATM будут работать в нескольких местах на различных сайтах. Через закрытые сети будет осуществляться сообщение клиентов с региональным сервером ATM. На нем будет работать программное обеспечение сервера ATM. В свою очередь, посредством локальной сети региональный сервер будет взаимодействовать с сервером банковской базы данных, работающим под управлением Oracle. Наконец, с региональным сервером ATM соединен принтер.

Итак, данная диаграмма показывает физическое расположение системы. Например, наша система ATM соответствует трехуровневой архитектуре, когда на первом уровне размещается база данных, на втором - региональный сервер, а на третьем - клиент.

10.7. Диаграмма размещения

Диаграмма размещения используется менеджером проекта, пользователями, архитектором системы и эксплуатационным персоналом для выяснения физического размещения системы и расположения ее отдельных подсистем. Менеджер проекта объяснит пользователям, как будет выглядеть готовый продукт. Эксплуатационный персонал сможет планировать работу по установке системы.

Из книги Microsoft Office автора Леонтьев Виталий Петрович

Диаграммы Далеко не всегда числа в таблице позволяют составить полное впечатление, даже если они рассортированы наиболее удобным для вас способом. Используя имеющиеся в Microsoft Excel шаблоны диаграмм, вы сможете получить наглядную картину данных вашей таблицы, причем, не

Из книги Компьютер на 100. Начинаем с Windows Vista автора Зозуля Юрий

Диаграммы Диаграммы служат для представления табличных данных в графическом виде, что позволяет значительно улучшить наглядность информации, показать соотношение различных параметров или динамику их изменения. Для вставки диаграмм в Word используются средства

Из книги Эффективное делопроизводство автора Пташинский Владимир Сергеевич

Диаграммы Самая наглядная возможность Excel – это представление результатов вычислений или накопленных данных в виде графиков (диаграмм): иногда самые впечатляющие цифры не способны убедить так, как это возможно сделать с помощью даже простой графики. Excel располагает

Из книги Excel. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Глава 8 Диаграммы Часто программу Excel используют для создания документов, представляющих собой различные статистические и аналитические отчеты. Это могут быть отчеты о продажах, таблицы замеров температуры воздуха, данные социологических опросов и т. д. Цифры не всегда

Из книги Word 2007.Популярный самоучитель автора Краинский И

Построение диаграммы Для первого примера вам понадобится создать таблицу, изображенную на рис. 8.1. Рис. 8.1. Таблица замера температурыМы построим простой график изменения температуры на основе данных этой таблицы.1. Выделите заполненный диапазон в таблице.2. Перейдите на

Из книги Самоучитель работы на компьютере автора Колисниченко Денис Николаевич

6.6. Диаграммы Кроме графических файлов, в документы Word можно вставлять диаграммы. При помощи диаграмм можно наглядно представить числовые данные, например проследить, как изменяются данные, увидеть развитие того или иного проекта в динамике. Диаграммы превращают похожие

Из книги Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ автора Буч Гради

14.9. Диаграммы Наверное, пора бы уже превратить сухие числа в графику, сделав нашу таблицу красивее и информативнее? Для этого используются диаграммы. Что ни говори, а диаграмма воспринимается лучше, чем таблица.Для построения диаграммы нужно выбрать значения, по которым

Из книги Технологии программирования автора Камаев В А

5.2. Диаграммы классов Существенное: классы и отношения между ними Диаграмма классов показывает классы и их отношения, тем самым представляя логический аспект проекта. Отдельная диаграмма классов представляет определенный ракурс структуры классов. На стадии анализа мы

Из книги Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 автора Маклаков Сергей Владимирович

5.4. Диаграммы объектов Существенное: объекты и их отношения Диаграмма объектов показывает существующие объекты и их связи в логическом проекте системы. Иначе говоря, диаграмма объектов представляет собой мгновенный снимок потока событий в некоторой конфигурации

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

5.7. Диаграммы процессов. Существенное: процессоры, устройства и соединения Диаграммы процессов используются, чтобы показать распределение процессов по процессорам в физическом проекте системы. Отдельная диаграмма процессов показывает один ракурс структуры процессов

Из книги VBA для чайников автора Каммингс Стив

10.4. ДИАГРАММЫ UML 10.4.1. Типы визуальных диаграмм UMLUML позволяет создавать несколько типов визуальных диаграмм: диаграммы вариантов использования; диаграммы последовательности; кооперативные диаграммы; диаграммы классов; диаграммы состояний; диаграммы

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

1.2.6. Каркас диаграммы На рис. 1.2.26 показан типичный пример диаграммы декомпозиции с граничными рамками, которые называются каркасом диаграммы. Рис. 1.2.26. Пример диаграммы декомпозиции с каркасомКаркас содержит заголовок (верхняя часть рамки) и подвал (нижняя часть).

Из книги автора

Временные диаграммы Чтобы получить временные диаграммы входного и выходного напряжений, необходимо слегка изменить входной файл. Как и в предыдущем примере, будет использовано синусоидальное входное напряжение:Vi 1 0 sin (0 0. 5V 5kHz)Наряду с анализом переходных процессов

Из книги автора

Диаграммы и графики Разглядеть смысл, скрывающийся за бесконечными рядами чисел, может только специалист, а вот понять (или по крайней мере заявить, что понимает) гистограмму или круговую диаграмму может каждый. В VBA нет встроенных средств для создания диаграмм, но такие

Из книги автора

5.1.14. Диаграммы Диаграмм - графическое представление числовых данных таблицы. Pages предлагает несколько видов диаграмм: Column (Столбцовая), Stacked Column (Многоярусные столбцы), Ваг (Гистограмма), Stacked Ваг (Многоярусная гистограмма), Line (Линейная), Area (Площадь), Stacked Area (Многоярусная

Из книги автора

5.2.8. Диаграммы Диаграмма - графическое представление данных из выбранного диапазона.Для построения диаграммы придерживайтесь следующего алгоритма1. Создать таблицу расчетных значений.2. Выделить нужный диапазон (он может состоять из не смежных прямоугольных

Модель UML (UML model) ‒ это совокупность конечного множества конструкций языка, главные из которых ‒ это сущности и отношения между ними.

Сами сущности и отношения модели являются экземплярами метаклассов метамодели.

Рассматривая модель UML с наиболее общих позиций, можно сказать, что это граф (точнее, нагруженный мульти-псевдо-гипер-орграф), в котором вершины и ребра нагружены дополнительной информацией и могут иметь сложную внутреннюю структуру. Вершины этого графа называются сущностями, а ребра ‒ отношениями . Остальная часть раздела содержит беглый (предварительный), но полный обзор имеющихся типов сущностей и отношений. К счастью, их не слишком много. В последующих главах книги все сущности и отношения рассматриваются еще раз, более детально и с примерами.

1.4.1. Сущности

Для удобства обзора сущности в UML можно подразделить на четыре группы:

  • структурные;
  • поведенческие;
  • группирующие;
  • аннотационные.

Структурные сущности, как нетрудно догадаться, предназначены для описания структуры. Обычно к структурным сущностям относят следующие.

Объект (object) 1 ‒ сущность, обладающая уникальностью и инкапсулирующая в себе состояние и поведение.

Класс (class) 2 ‒ описание множества объектов с общими атрибутами, определяющими состояние, и операциями, определяющими поведение.

Интерфейс (interface) 3 ‒ именованное множество операций, определяющее набор услуг, которые могут быть запрошены потребителем и предоставлены поставщиком услуг.

Кооперация (collaboration) 4 ‒ совокупность объектов, которые взаимодействуют для достижения некоторой цели.

Действующее лицо (actor) 5 ‒ сущность, находящаяся вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействующая с ней.

∇ Подобная взаимосвязь безусловно существует, что выражается на рис. Иерархия типов диаграмм для UML 1 в виде отношения зависимости со стереотипом «refine» .

∇∇ В UML 1 возникала невольная ассоциация между диаграммой кооперации и одноименной сущностью, что было не совсем верно и порой вводило в заблуждение.

∇∇∇ В UML 2 синтаксическая и смысловая нагрузка диаграммы состояний настолько изменилась, что название уже не отражало содержания.

Список новых диаграмм и их названий, принятых в этой книге, приведен ниже.

  • Диаграмма внутренней структуры (Composite Structure diagram)
  • Диаграмма пакетов (Package diagram)
  • Диаграмма автомата (State machine diagram)
  • Диаграмма коммуникации (Communication diagram)
  • Обзорная диаграмма взаимодействия (Interaction Overview diagram)
  • Диаграмма синхронизации (Timing diagram)

На рис. Иерархия типов диаграмм для UML 2 (часть 1 и 2) приведена диаграмма классов, отражающая взаимосвязь диаграмм в UML 2.

Далее в этой главе мы очень бегло опишем все тринадцать канонических диаграмм, с тем, чтобы иметь определенный контекст и словарный запас для последующего изложения. Детали изложены в остальных главах книги.

Но прежде чем перейти к следующему разделу, сделаем одно небольшое отступление относительно того, как стандарт требует оформлять диаграммы. Общий шаблон представления диаграммы приведен ниже.

Основных элементов оформления два: наружная рамка и ярлычок с названием диаграммы. Если с рамкой все просто ‒ это прямоугольник, ограничивающий область в котором должны находиться элементы диаграммы, то название диаграммы записывается в специальном формате, приведенном на рис. Нотация для диаграмм .

Указанная сложная форма ярлычка поддерживается не всеми инструментами. Впрочем, это не обязательно, поскольку семантика первична, а нотация вторична. Далее мы везде используем в качестве ярлычка диаграммы прямоугольник, и это не должно вызывать недоразумений.

Возможные теги (типы) для диаграмм приведены в следующей таблице. Теги, предлагаемые стандартом, записаны во второй столбец. Однако, как показала практика, предлагаемые стандартом правила не всегда удобны и логически обоснованы, поэтому третий столбец таблицы содержит разумную на наш взгляд альтернативу.

Табл. Типы и теги диаграмм

Название диаграммы Тег (стандартный) Тег (предлагаемый)
Диаграмма использования use case или uc use case
Диаграмма классов class class
Диаграмма автомата state machine или stm state machine
Диаграмма деятельности activity или act activity
Диаграмма последовательности interaction или sd sd
Диаграмма коммуникации interaction или sd comm
Диаграмма компонентов component или cmp component
Диаграмма размещения не определен deployment
Диаграмма объектов не определен object
Диаграмма внутренней структуры class class или component
Обзорная диаграмма взаимодействия interaction или sd interaction
Диаграмма синхронизации interaction или sd timing
Диаграмма пакетов package или pkg package
11.1. Структура Унифицированного языка моделирования

Унифицированный язык моделирования (UML) в настоящий момент является стандартом де-факто при описании (документирования) результатов проектирования и разработки объектно-ориентированных систем. Начало разработки UML было положено в 1994 г. Гради Бучем и Джеймсом Рамбо, работавшим в компании Rational Software. Осенью 1995 г. к ним присоединился Ивар Якобсон и в октябре того же года была выпущена предварительная версия 0.8 унифицированного метода (англ. Unified Method). С этого времени было выпущено несколько версий спецификации UML, две из которых носят статус международного стандарта:

UML 1.4.2 – "ISO/IEC 19501:2005. Информационные технологии. Открытая распределительная обработка. Унифицированный язык моделирования (UML). Версия 1.4.2" (англ. "Information technology. Open distributed processing. Unified modeling language (UML). Version 1.4.2");

UML 2.4.1 – "ISO/IEC 19505-1:2012. Информационные технологии. Унифицированный язык моделирования группы по управлению объектами (OMG UML). Часть 1. Инфраструктура" (англ. "Information technology -- Object Management Group Unified Modeling Language (OMG UML) - Part 1: Infrastructure") и "ISO/IEC 19505-2:2012. Информационные технологии. Унифицированный язык моделирования группы по управлению объектами (OMG UML). Часть 2. Сверхструктура" (англ. "Information technology -- Object Management Group Unified Modeling Language (OMG UML) - Part 2: Superstructure").

Последнюю официальную спецификацию языка можно найти на сайте www.omg.org .

Общая структура UML показана на следующем рисунке .

Рис. 11.1. Структура UML

11.2. Семантика и синтаксис UML

Семантика – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего его слов и словосочетаний .

Синтаксис – способы соединения слов и их форм в словосочетания и предложения, соединения предложений в сложные предложения, способы создания высказываний как части текста .

Таким образом, применительно к UML, семантика и синтаксис определяют стиль изложения (построения моделей), который объединяет естественный и формальный языки для представления базовых понятий (элементов модели) и механизмов их расширения.

11.3. Нотация UML

Нотация представляет собой графическую интерпретацию семантики для ее визуального представления.

В UML определено три типа сущностей :

Структурная – абстракция, являющаяся отражением концептуального или физического объекта;

Группирующая – элемент, используемый для некоторого смыслового объединения элементов диаграммы;

Поясняющая (аннотационная) – комментарий к элементу диаграммы.

В следующей таблице приведено краткое описание основных сущностей, используемых в графической нотации, и основные способы их отображения.

Таблица 11.1. Сущности

Тип Наименование Обозначение Определение (семантика)
Структурная
(class)
Множество объектов, имеющих общую структуру и поведение

(object)
Абстракция реальной или воображаемой сущности с четко выраженными концептуальными границами, индивидуальностью (идентичностью), состоянием и поведением. С точки зрения UML объекты являются экземплярами класса (экземплярами сущности)

(actor)

Инженер
службы пути
Внешняя по отношению к системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей или решения частных задач. Таким образом актер – это внешний источник или приемник информации

(use case)
Описание выполняемых системой действий, которая приводит к значимому для актера результату

(state)
Описание момента в ходе жизни сущности, когда она удовлетворяет некоторому условию, выполняет некоторую деятельность или ждет наступления некоторого события
Кооперация
(collaboration)
Описание совокупности экземпляров актеров, объектов и их взаимодействия в процессе решения некоторой задачи

(component)
Физическая часть системы (файл), в том числе модули системы, обеспечивающие реализацию согласованного набора интерфейсов

(interface)

iРасчет
Совокупность операций, определяющая сервис (набор услуг), предоставляемый классом или компонентом

(node)
Физическая часть системы (компьютер, принтер и т. д.), предоставляющая ресурсы для решения задачи
Группирующая
(package)
Общий механизм группировки элементов.
В отличие от компонента, пакет – чисто концептуальное (абстрактное) понятие. Частными случаями пакета являются система и модель

(fragment)
Область специфического взаимодействия экземпляров актеров и объектов

(activity partition)
Группа операций (зона ответственности), выполняемых одной сущностью (актером, объектом, компонентом, узлом и т.д.)

(interruptible activity region)
Группа операций, обычная последовательность выполнения которых может прервана в результате наступления нестандартной ситуации
Поясняющая Примечание
(comment)
Комментарий к элементу. Присоединяется к комментируемому элементу штриховой линией

В некоторых источниках, в частности [ , ], выделяют также поведенческие сущности взаимодействия и конечные автоматы , но с логической точки зрения их следует отнести к диаграммам.

Некоторые из приведенных выше сущностей в соответствии с подразумевают их подробное описание на диаграммах декомпозиции. На диаграмме верхнего уровня они помечаются особым значком или меткой.

В следующей таблице приведено описание всех видов отношений UML, используемых на диаграммах для указания связей между сущностями.

Таблица 11.3. Отношения

Наименование Обозначение Определение (семантика)
Ассоциация (association) Отношение, описывающее значимую связь между двумя и более сущностями. Наиболее общий вид отношения
Агрегация (aggregation) Подвид ассоциации, описывающей связь "часть"–"целое", в котором "часть" может существовать отдельно от "целого". Ромб указывается со стороны "целого". Отношение указывается только между сущностями одного типа
Композиция (composition) Подвид агрегации, в которой "части" не могут существовать отдельно от "целого". Как правило, "части" создаются и уничтожаются одновременно с "целым"
Зависимость (dependency) Отношение между двумя сущностями, в котором изменение в одной сущности (независимой) может влиять на состояние или поведение другой сущности (зависимой). Со стороны стрелки указывается независимая сущность
Обобщение (generalization) Отношение между обобщенной сущностью (предком, родителем) и специализированной сущностью (потомком, дочкой). Треугольник указывается со стороны родителя. Отношение указывается только между сущностями одного типа
Реализация (realization) Отношение между сущностями, где одна сущность определяет действие, которое другая сущность обязуется выполнить. Отношения используются в двух случаях: между интерфейсами и классами (или компонентами), между вариантами использования и кооперациями. Со стороны стрелки указывается сущность, определяющее действие (интерфейс или вариант использования)

Для ассоциации, агрегации и композиции может указываться кратность (англ. multiplicity), характеризующая общее количество экземпляров сущностей, участвующих в отношении. Она, как правило, указывается с каждой стороны отношения около соответствующей сущности. Кратность может указываться следующими способами:

- * – любое количество экземпляров, в том числе и ни одного;

Целое неотрицательное число – кратность строго фиксирована и равна указанному числу (например: 1, 2 или 5);

Диапазон целых неотрицательных чисел "первое число.. второе число" (например: 1..5, 2..10 или 0..5);

Диапазон чисел от конкретного начального значения до произвольного конечного "первое число.. *" (например: 1..*, 5..* или 0..*);

Перечисление целых неотрицательных чисел и диапазонов через запятую (например: 1, 3..5, 10, 15..*).

Если кратность не указана, то принимается ее значение, равное 1. Кратность экземпляров сущностей, участвующих в зависимости, обобщении и реализации, всегда принимается равной 1.

В следующей таблице приведено описание механизмов расширения , применяемых для уточнения семантики сущностей и отношений. В общем случае, механизм расширения представляет собой строку текста, заключенную в скобки или кавычки.

Таблица 11.4. Механизмы расширения

Наименование Обозначение Определение (семантика)
Стереотип
(stereotype)
« » Обозначение, уточняющее семантику элемента нотации (например: зависимость со стереотипом «include» рассматривается, как отношение включения, а класс со стереотипом «boundary» – граничный класс)
Сторожевое условие
(guard condition)
Логическое условие (например: или [идентификация выполнена])
Ограничение
(constraint)
{ } Правило, ограничивающее семантику элемента модели (например, {время выполнения менее 10 мс})
Помеченное значение
(tagged value)
{ } Новое или уточняющее свойство элемента нотации (например: {version = 3.2})

Помимо стереотипов, указываемых в виде строки текста в кавычках, на диаграммах могут использоваться графические стереотипы. На следующем рисунке приведены примеры стандартного и стереотипного отображения .

a) стандартное обозначение б) стандартное обозначение
с текстовым стереотипом
в) графический стереотип

Рис. 11.2. Примеры стандартного и стереотипного отображения класса

Диаграмма представляет собой группировку элементов нотации для отображения некоторого аспекта разрабатываемой информационной системы. Диаграммы представляют собой, как правило, связный граф, в котором сущности являются вершинами, а отношения – дугами. В следующей таблице дана краткая характеристика диаграмм UML .

Таблица 11.5. Диаграммы

Диаграмма Назначение
по степени физической реализации по отображению динамики по отображаемому аспекту

(use case)
Отображает функции системы, взаимодействие между актерами и функциями Логическая Статическая Функциональная

(class)
Отображает набор классов, интерфейсов и отношений между ними Логическая или
физическая
Статическая Функционально-информационная

(package)
Отображает набор пакетов и отношений между ними Логическая или
физическая
Статическая Компонентная
Поведения
(behavior)

(state machine)
Отображает состояния сущности и переходы между ними в процессе ее жизненного цикла Логическая Динамическая Поведенческая

(activity)
Отображает бизнес-процессы в системе (описание алгоритмов поведения)
Взаимодействия
(interaction)

(sequence)
Отображает последовательность передачи сообщений между объектами и актерами

(communication)
Аналогична диаграмме последовательности, но основной акцент делается на структуру взаимодействия между объектами
Реализации
(implementation)

(component)
Отображает компоненты системы (программы, библиотеки, таблицы и т.д.) и связи между ними Физическая Статическая Компонентная

(deployment)
Отображает размещение компонентов по узлам сети, а также ее конфигурацию

Стандарт UML 2.x определяет также дополнительные, узкоспециализированные диаграммы:

Диаграмму объектов (object diagram) - аналогична , но вместо классов отображаются объекты;

Диаграмму синхронизации (timing diagram) - описывает состояния объекта с течением времени;

Композитную структурную диаграмму (composite structure diagram) - описывает порты (включая интерфейсы) класса для взаимодействия с другими классами;

Профильную диаграмму (profile diagram) - аналогична с описанием классов, входящих в них;

Обзорную диаграмму взаимодействия (interaction overview diagram) - аналогична , но со скрытыми фрагментами взаимодействия (фрагментами с меткой ref). Представляет собой контекстную (концептуальную) , элементы которой будут конкретизированы на отдельных диаграммах декомпозиции.

В целях укрупненного концептуального представления внутренней архитектуры системы большинство при построении допускает использование устоявшихся графических стереотипов для так называемых . Такая диаграмма называется 1 , но не относится к перечню диаграмм, определенных стандартом UML.

При разработке отдельной модели системы в строят несколько видов диаграмм. Более того, при разработке модели сложной системы, как правило, строят несколько диаграмм одного и того же вида. В то же время можно не создавать отдельные виды диаграмм, если в этом нет необходимости. Например, диаграммы и являются взаимозаменяемыми, строятся только для объектов, обладающих сложным поведением. В следующей таблице приведены рекомендации о необходимости разработки (уточнении) диаграмм по моделям системы.

Таблица 11.6. Связь моделей и диаграмм

В приведенной таблице не приведена модель тестирования, так как в рамках ее построения диаграммы не разрабатываются, а проверяются (тестируются) на полноту и непротиворечивость.

Часть диаграмм после их построения требует развития и уточнения в рамках разработки следующей модели (технологического процесса). Так, например, должны быть уточнены при разработке . В моделях.

4. Дайте определение понятию " ".

UML-диаграмма - это специализированный язык графического описания, предназначенный для объектного моделирования в сфере разработки различного программного обеспечения. Данный язык имеет широкий профиль и представляет собой открытый стандарт, в котором используются различные графические обозначения, чтобы создать абстрактную модель системы. UML создавался для того, чтобы обеспечить определение, визуализацию, документирование, а также проектирование всевозможных программных систем. Стоит отметить, что сама по себе UML-диаграмма не представляет собой язык программирования, но при этом предусматривается возможность генерации на ее основе отдельного кода.

Зачем она нужна?

Применение UML не заканчивается на моделировании всевозможного ПО. Также данный язык активно сегодня используется для моделирования различных бизнес-процессов, ведения системного проектирования, а также отображения организационных структур.

С помощью UML разработчики программного обеспечения могут обеспечить полное соглашение в используемых графических обозначениях, чтобы представить общие понятия, такие как: компонент, обобщение, класс, поведение и агрегация. За счет этого достигается большая степень концентрации на архитектуре и проектировании.

Также стоит отметить, что есть несколько видов таких диаграмм.

Диаграмма классов

Диаграмма классов UML представляет собой статическую структурную диаграмму, предназначенную для описания структуры системы, а также демонстрации атрибутов, методов и зависимостей между несколькими различными классами.

Стоит отметить тот факт, что есть несколько точек зрения на построение таких диаграмм в зависимости от того, каким образом они будут использоваться:

  • Концептуальная. В данном случае диаграмма классов UML осуществляет описание модели определенной предметной области, и в ней предусматриваются только классы прикладных объектов.
  • Специфическая. Диаграмма используется в процессе проектирования различных информационных систем.
  • Реализационная. Диаграмма классов включает в себя всевозможные классы, которые непосредственно используются в программном коде.

Диаграмма компонентов

Диаграмма компонентов UML представляет собой полностью статическую структурную диаграмму. Предназначается она для того, чтобы продемонстрировать разбиение определенной программной системы на разнообразные структурные компоненты, а также связи между ними. Диаграмма компонентов UML в качестве таковых может использовать всевозможные модели, библиотеки, файлы, пакеты, исполняемые файлы и еще множество других элементов.

Диаграмма композитной/составной структуры

UML диаграмма композитной/составной структуры также является статической структурной диаграммой, но используется она для того, чтобы показать внутреннюю структуру классов. По возможности данная диаграмма может продемонстрировать также взаимодействие элементов, находящихся во внутренней структуре класса.

Подвидом их является UML-диаграмма кооперации, которая используется для демонстрации ролей, а также взаимодействия различных классов в границах кооперации. Они являются достаточно удобными в том случае, если нужно моделировать шаблоны проектирования.

Стоит отметить, что одновременно могут использоваться виды диаграмм UML классов и композитной структуры.

Диаграмма развертывания

Данная диаграмма используется для того, чтобы моделировать работающие узлы, а также всевозможные артефакты, которые на них были развернуты. В UML 2 на различных узлах осуществляется разворачивание артефактов, в то время как в первой версии разворачивались исключительно компоненты. Таким образом, диаграмма развертывания UML используется преимущественно ко второй версии.

Между артефактом и тем компонентом, который он реализует, формируется зависимость манифестации.

Диаграмма объектов

Данный вид позволяет увидеть полноценный или же частичный снимок создаваемой системы в определенный момент времени. На ней полностью отображаются все экземпляры классов конкретной системы с указанием текущих значений их параметров, а также связей между ними.

Диаграмма пакетов

Эта диаграмма носит структурный характер, и основным ее содержанием являются всевозможные пакеты, а также отношения между ними. В данном случае нет никакого жесткого разделения между несколькими структурными диаграммами, вследствие чего их использование чаще всего встречается исключительно для удобства, и никакого семантического значения в себе не несет. Стоит отметить, что различные элементы могут предоставлять другие UML диаграммы (примеры: пакеты и сами диаграммы пакетов).

Их использование осуществляется для того, чтобы обеспечить организацию нескольких элементов в группы по определенному признаку, чтобы упростить структуру, а также организовать работу с моделью данной системы.

Диаграмма деятельности

Диаграмма деятельности UML отображает разложение определенной деятельности на несколько составных частей. В данном случае понятием «деятельность» называется спецификация определенного исполняемого поведения в виде параллельного, а также координированного последовательного выполнения различных подчиненных элементов - вложенных типов деятельности и различных действий, объединенных потоками, идущими от выходов определенного узла к входам другого.

Диаграмма деятельности UML достаточно часто используются для того, чтобы моделировать различные бизнес-процессы, параллельные и последовательные вычисления. Помимо всего прочего ими моделируются всевозможные технологические процедуры.

Диаграмма автомата

Этот вид называется и несколько иначе - диаграмма состояний UML. Имеет представленный конечный автомат с простыми и композитными состояниями, а также переходами.

Конечный автомат представляет собой спецификацию последовательности различных состояний, через которые проходит определенный объект, или же взаимодействие в ответ на некоторые события своей жизни, а также ответные действия объекта на такие события. Конечный автомат, который использует диаграмма состояний UML, закрепляется за исходным элементом и используется для того, чтобы определить поведение его экземпляров.

В качестве аналогов таких диаграмм могут использоваться так называемые дракон-схемы.

Диаграммы сценариев использования

Диаграмма вариантов использования UML отображает на себе все отношения, которые возникают между актерами, а также различными вариантами использования. Главная ее задача - осуществлять собой полноценное средство, при помощи которого заказчик, конечный пользователь или же какой-нибудь разработчик сможет совместно обсуждать поведение и функциональность определенной системы.

Если диаграмма вариантов использования UML используется в процессе моделирования системы, то аналитик собирается:

  • Четко отделить моделируемую систему от ее окружения.
  • Выявить действующих лиц, пути их взаимодействия с данной системой, а также ожидаемый ее функционал.
  • Установить в глоссарии в качестве предметной области различные понятия, которые относятся к подробному описанию функционала данной системы.

Если разрабатывается в UML диаграмма использования, процедура начинается с текстового описания, которое получается при работе с заказчиком. При этом стоит отметить тот факт, что различные нефункциональные требования в процессе составления модели прецедентов полностью опускаются, и для них уже будет формироваться отдельный документ.

Коммуникации

Диаграмма коммуникации точно так же, как и диаграмма последовательности UML, является транзитивной, то есть выражает в себе взаимодействие, но при этом демонстрирует его разными способами, и при необходимости с нужной степенью точности можно преобразовать одну в другую.

Диаграмма коммуникации отображает в себе взаимодействия, которые происходят между различными элементами композитной структуры, а также ролями кооперации. Главным отличием ее от диаграммы последовательности является то, что на ней достаточно явно указываются отношения между несколькими элементами, а время не используется в качестве отдельного измерения.

Данный тип отличается абсолютно свободным форматом упорядочивания нескольких объектов и связей точно так же, как это осуществляется в диаграмме объектов. Если есть необходимость в том, чтобы поддерживать порядок сообщений при этом свободном формате, осуществляется их хронологическая нумерация. Чтение данной диаграммы начинается с изначального сообщения 1.0, и впоследствии продолжается по тому направлению, по которому осуществляется передача сообщений от одного объекта к другому.

В большинстве своем такие диаграммы демонстрируют точно такую же информацию, которую предоставляет нам диаграмма последовательности, однако из-за того, что здесь используется другой способ представления информации, определенные вещи на одной диаграмме становится гораздо проще определить, чем на другой. Также стоит отметить, что диаграмма коммуникаций более наглядно показывает, с какими элементами вступает во взаимодействие каждый отдельный элемент, в то время как диаграмма последовательности более ясно показывает, в каком порядке осуществляются взаимодействия.

Диаграмма последовательности

Диаграмма последовательности UML демонстрирует взаимодействия между несколькими объектами, которые упорядочиваются в соответствии с временем их проявления. На такой диаграмме отображается упорядоченное во времени взаимодействие между несколькими объектами. В частности, на ней отображаются все объекты, которые принимают участие во взаимодействии, а также полная последовательность обмениваемых ими сообщений.

Главными элементами в данном случае выступают обозначения различных объектов, а также вертикальные линии, отображающие течение времени и прямоугольники, предоставляющие деятельность определенного объекта или же выполнение им какой-либо функции.

Диаграмма сотрудничества

Данный тип диаграмм позволяет продемонстрировать взаимодействия между несколькими объектами, абстрагируясь от последовательности трансляции сообщений. Данный тип диаграмм в компактном виде отображает в себе абсолютно все передаваемые и принимаемые сообщения определенного объекта, а также форматы этих сообщений.

По причине того, что диаграммы последовательности и коммуникации представляют собой просто-напросто разный взгляд на одни и те же процедуры, Rational Rose предоставляет возможность создавать из диаграммы последовательности коммуникационную или же наоборот, а также осуществляет полностью автоматическую их синхронизацию.

Диаграммы обзора взаимодействия

Это диаграммы языка UML, которые относятся к разновидности диаграмм деятельности и включают в себя одновременно элементы Sequence и конструкции потока управления.

Стоит отметить тот факт, что данный формат объединяет в себе Collaboration и Sequence diagram, которые предоставляют возможность с разных точек зрения рассматривать взаимодействие между несколькими объектами в формируемой системе.

Диаграмма синхронизации

Представляет собой альтернативный вариант диаграммы последовательности, который явным образом демонстрирует изменение состояния на линии жизни с определенной шкалой времени. Может быть достаточно полезной в различных приложениях реального времени.

В чем преимущества?

Стоит отметить несколько преимуществ, которыми отличается UML диаграмма пользования и другие:

  • Язык является объектно-ориентированным, вследствие чего технологии описания результатов проведенного анализа и проектирования являются семантически близкими к методам программирования на всевозможных объектно-ориентированных языках современного типа.
  • При помощи данного языка система может быть описана практически с любых возможных точек зрения, и точно так же описываются различные аспекты ее поведения.
  • Все диаграммы являются сравнительно простыми для чтения даже после относительно быстрого ознакомления с его синтаксисом.
  • UML позволяет расширить, а также вводить собственные графические и текстовые стереотипы, что способствует его использованию не только в программной инженерии.
  • Язык получил достаточно широкое распространение, а также довольно активно развивается.

Недостатки

Несмотря на то что построение UML-диаграмм отличается массой своих плюсов, довольно часто их и критикуют за следующие недостатки:

  • Избыточность. В преимущественном большинстве случаев критики говорят о том, что UML является слишком большим и сложным, и зачастую это неоправданно. В него входит достаточно много избыточных или же практически бесполезных конструкций и диаграмм, причем наиболее часто подобная критика идет в адрес второй версии, а не первой, потому что в более новых ревизиях присутствует большее количество компромиссов «разработанных комитетом».
  • Различные неточности в семантике. По той причине, что UML определяется комбинацией себя, английского и OCL, у него отсутствует скованность, которая является присущей для языков, точно определенных техникой формального описания. В определенных ситуациях абстрактный синтаксис OCL, UML и английский начинают друг другу противоречить, в то время как в других случаях они являются неполными. Неточность описания самого языка одинаково отражается как на пользователях, так и на поставщиках инструментов, что в конечном итоге приводит к несовместимости инструментов из-за уникального способа трактовки различных спецификаций.
  • Проблемы в процессе внедрения и изучения. Все указанные выше проблемы создают определенные сложности в процессе внедрения и изучения UML, и в особенности это касается тех случаев, когда руководство заставляет инженеров насильно его использовать, в то время как у них отсутствуют предварительные навыки.
  • Код отражает код. Еще одним мнением является то, что важность имеют не красивые и привлекательные модели, а непосредственно рабочие системы, то есть код и есть проект. В соответствии с данным мнением есть потребность в том, чтобы разработать более эффективный способ написания программного обеспечения. UML принято ценить при подходах, компилирующих модели для регенерирования выполнимого или же исходного кода. Но на самом деле этого может быть недостаточно, потому что в данном языке отсутствуют свойства полноты по Тьюрингу, и каждый сгенерированный код в конечном итоге будет ограничиваться тем, что может предположить или же определить интерпретирующий UML инструмент.
  • Рассогласование нагрузки. Данный термин происходит из теории системного анализа для определения неспособности входа определенной системы воспринять выход иной. Как в любых стандартных системах обозначений, UML может представлять одни системы в более эффективном и кратком виде по сравнению с другими. Таким образом, разработчик больше склоняется к тем решениям, которые являются более комфортными для переплетения всех сильных сторон UML, а также других языков программирования. Данная проблема является более очевидной в том случае, если язык разработки не соответствует основным принципам объектно-ориентированной ортодоксальной доктрины, то есть не старается работать в соответствии с принципами ООП.
  • Пытается быть универсальным. UML представляет собой язык моделирования общего назначения, который старается обеспечить совместимость с любым существующим на сегодняшний день языком обработки. В контексте определенного проекта, для того, чтобы команда проектировщиков смогла добиться конечной цели, нужно выбирать применимые возможности этого языка. Помимо этого возможные пути ограничения сферы использования UML в какой-то определенной области проходят через формализм, который является не полностью сформулированным, а который сам представляет собой объект критики.

Таким образом, использование данного языка является актуальным далеко не во всех ситуациях.

UML - это аббревиатура, обозначающая Unified Modeling Language. Фактически, это один из самых популярных методов моделирования бизнес-процессов, являющийся международной стандартной нотацией для указания, визуализации и документирования разработки ПО. Определенный группой управления объектами, появился, как результат нескольких дополнительных систем нотаций UML и теперь стал стандартом де-факто для визуального моделирования. Основополагающий принцип любого объектно-ориентированного программирования начинается с построения модели.

UML был создан в результате хаоса вокруг разработки ПО и документации. В 1990-х годах было несколько различных способов представления программных систем. Появилась потребность в более унифицированном способе visual UML представления этих систем, и в результате в 1994-1996 годах он был разработан тремя инженерами-программистами, работающими в Rational Software. Позднее он был принят в виде стандарта в 1997 году и до сих пор остается им, получив всего лишь несколько обновлений.

В основном, UML - это язык моделирования общего назначения в области разработки программного обеспечения. Однако теперь он нашел свое отражение в документации нескольких бизнес-процессов или рабочих процессов, например, диаграммы активности. Тип UML-диаграмм могут использоваться в качестве замены для блок-схем. Они обеспечивают как более стандартизированный способ моделирования рабочих процессов, так и широкий спектр функций для повышения удобочитаемости и эффективности.

Архитектура основана на мета-объекте, которая определяет основу для создания языка UML. Она достаточно точна для создания всего приложения. Полностью исполняемый UML может быть развернут на нескольких платформах с использованием разных технологий со всеми процессами в течение всего цикла разработки ПО.

UML предназначен для разработки пользователями языка визуального моделирования. Он поддерживает концепции высокого уровня разработки, такие как структуры, шаблоны и совместные работы. UML - это набор элементов, таких как:

  1. Заявления о языке программирования.
  2. Актеры - расписывают роль, которую играет пользователь или любая другая система, взаимодействующая с объектом.
  3. Мероприятия, которые должны выполняться по исполнению рабочего контракта и быть представлены в диаграммах.
  4. Бизнес-процесс, включающий в себя набор задач, создающих конкретный сервис для клиентов, визуализируемый блок-схемою последовательных действий.
  5. Логические и многоразовые программные компоненты.

Диаграммы UML делятся на две категории. Первый тип включает семь типов диаграмм, представляющих структурную информацию, второй - остальные семь, представляющие общие типы поведения. Эти диаграммы используются для документирования архитектуры систем и принимают непосредственное участие в UML моделировании системы.

UML-диаграммы представлены в виде статических и динамических представлений системной модели. Статический вид включает диаграммы классов и составной структуры, которые подчеркивают статическую структуру. Динамический вид представляет собой взаимодействие между объектами и изменениями внутренних состояний объектов, используя диаграммы последовательности, активности и состояний.

Для упрощения моделирования доступны самые разнообразные инструменты моделирования UML, включая IBM Rose, Rhapsody, MagicDraw, StarUML, ArgoUML, Umbrello, BOUML, PowerDesigner и Dia.

Использование UML имеет различные виды и в документации по разработке программного обеспечения, и в бизнес-процессах:

  1. Эскиз. В этом случае UML-диаграммы используются для передачи различных аспектов и характеристик системы. Однако это только представление верхнего уровня системы и, скорее всего, не будет включать все необходимые детали для выполнения проекта до самого конца.
  2. Forward Design - дизайн эскиза выполняется до кодирования приложения. Это делается для лучшего обзора системы или рабочего процесса, который пользователь пытается создать. Многие проблемы дизайна или недостатки могут быть выявлены, что улучшит общее состояние здоровья и благополучия проекта.
  3. Обратный дизайн. После написания кода диаграммы UML отображаются как форма документации для разных действий, ролей, участников и рабочих процессов.
  4. Светокопия. В этом случае диаграмма служит полной конструкцией, которая требует исключительно фактической реализации системы или программного обеспечения. Часто это делается с помощью инструментов CASE (Computer Aided Software Engineering Tools). Основным недостатком использования инструментов CASE является то, что они требуют определенного уровня знаний, обучения пользователей, а также управления и персонала.

UML не является автономным языком программирования, как Java, C ++ или Python, однако с правильными инструментами он может превратиться в язык UML псевдопрограмм. Для достижения этой цели вся система должна быть документирована в разных диаграммах, и, используя правильное программное обеспечение, диаграммы могут быть непосредственно переведены в код. Этот метод может быть полезен только в том случае, если время, затрачиваемое на рисование диаграмм, займет меньше времени, чем написание фактического кода. Несмотря на то, что UML был создан для моделирования систем, он нашел несколько применений в бизнес-областях.

Ниже приводится пример UML-диаграммы для моделирования бизнеса.

Одним из практических решений было бы визуальное представление потока процесса для telesales через диаграмму деятельности. С того момента, когда порядок берется как вход, до того момента, когда порядок завершен и задан конкретный выход.

Существует несколько типов UML-диаграмм, и каждый из них выполняет другую задачу независимо от того, разрабатывается ли она до реализации или после, как часть документации. Двумя наиболее широкими категориями, охватывающими все остальные типы, являются диаграмма поведения и структурная диаграмма. Как следует из названия, некоторые диаграммы UML пытаются анализировать и изображать структуру системы или процесса, тогда как другие описывают поведение системы, ее участников и компонентов.

Разные типы разбиваются следующим образом:

  1. Не все из 14 различных типов UML-диаграмм используются на регулярной основе при документировании систем и архитектур.
  2. Принцип Парето, применяется и в отношении использования диаграмм UML.
  3. 20 % диаграмм используются разработчиками в 80 % случаев.

Наиболее часто используемые элементы в разработке программного обеспечения:

  • диаграммы использования;
  • диаграммы классов;
  • последовательности.

Диаграммы действий - наиболее важными диаграммами UML для создания моделей бизнес-процессов. В разработке ПО они применяются для описания потока различных действий. Они могут быть как последовательными, так и параллельными. Они описывают объекты, используемые, потребляемые или произведенные в результате деятельности и взаимосвязь между различными видами деятельности.

Все вышесказанное имеет важное значение для моделирования бизнес-процессов, которые ведут от одного к другому, поскольку они взаимосвязаны с понятным началом и концом. В бизнес-среде это также называется сопоставлением бизнес-процессов. Основными действующими лицами являются автор, редактор и издатель. В качестве примера UML можно привести следующее. Когда рецензент просматривает проект и решает, что необходимо внести некоторые изменения. Затем автор пересматривает проект и снова возвращает его, чтобы проанализировать обзор.

Диаграмма использования

Краеугольная часть системы - применяются для анализа требований к уровню системы. Эти требования выражаются в разных вариантах использования. Три основных компонента диаграммы UML - это:

  1. Функциональные - представлены в качестве вариантов использования.
  2. Глагол, описывающий действие.
  3. Актеры - для взаимодействия с системой. В роли актера могут быть пользователи, организации или внешней заявкой. Отношения между участниками представляются прямыми стрелками.

Например, для диаграммы управления запасами. В этом случае есть владелец, поставщик, менеджер, специалист по инвентаризации и инспектор по инвентаризации. В круглых контейнерах обозначают действия, которые выполняют актеры. Возможные действия: покупка и оплата акций, проверка качества запасов, возврат запасов или их распространение.

Этот тип диаграмм хорошо подходит для отображения динамического поведения между участниками в системе, упрощая ее представление не отражая детали реализации.

Временная

Временные диаграммы UML используются для представления отношений объектов, когда центр внимания зависит от времени. При этом не интересно, как объекты взаимодействуют или изменяют друг друга, но пользователь хочет представить, как объекты и субъекты действуют вдоль линейной временной оси.

Каждый отдельный участник представляется через линию жизни, которая по существу является строкой, формирующей этапы, так как отдельный участник переходит от одного этапа к другому. Основное внимание уделяется продолжительности времени событий и изменениям, происходящим в зависимости от нее.

Основными компонентами временной диаграммы являются:

  1. Lifeline - индивидуальный участник.
  2. Временная шкала состояния - единственный жизненный путь может проходить через различные состояния внутри процесса.
  3. Ограничение продолжительности - ограничение временного интервала, которое представляет продолжительность необходимого для выполнения ограничения.
  4. Ограничение по времени - ограничение временного интервала, в течение которого что-то должно выполняться участником.
  5. Появление разрушения - появление сообщения, которое уничтожает отдельного участника и изображает конец жизненного цикла этого участника.

Горизонтальные диаграммы, также называемые диаграммами состояний, используются для описания различных состояний компонента внутри системы. Он принимает конечный формат имени, потому что диаграмма по существу является машиной, которая описывает несколько состояний объекта и как изменяется на основе внутренних и внешних событий.

Очень простая диаграмма состояния машины была бы в шахматной игре. Типичная шахматная игра состоит из ходов, сделанных Белыми, и движений, сделанных Черными. У Белых есть первый ход, что таким образом инициирует игру. Завершение игры может происходить независимо от того, побеждают ли Белые или Черные. Игра может закончиться матчем, отставкой или ничьей (разные состояния машины). Statecharts находят применение в основном в прямом и обратном UML проектировании различных систем.

Последовательные

Этот тип диаграмм самые важные диаграммы UML не только среди сообщества компьютерных наук, но и как модели уровня проектирования для разработки бизнес-приложений. Они популярны при описании бизнес-процессов из-за их визуально самоочевидного характера. Как следует из названия, диаграммы описывают последовательность сообщений и взаимодействий, которые происходят между субъектами и объектами. Актеры или объекты могут быть активны только в случае необходимости или когда другой объект хочет общаться с ними. Все коммуникации представлены в хронологическом порядке.

Чтобы получить более полную информацию, можно рассмотреть пример диаграммы последовательности UML ниже.

Как следует из примера, структурные диаграммы используются для отображения структуры системы. Более конкретно, язык используется в разработке ПО для представления архитектуры системы и того, как разные компоненты взаимосвязаны.

Диаграмма классов UML является наиболее распространенным типом диаграммы для документации по программному обеспечению. Поскольку большинство программ, создаваемых в настоящее время, по-прежнему основано на парадигме объектно-ориентированного программирования, использование диаграмм классов для документирования программного обеспечения оказывается здравым смыслом. Это происходит потому, что ООП основан на UML-классах и отношениях между ними. В двух словах, диаграммы содержат классы, наряду с их атрибутами, также называемыми полями данных, и их поведением, называемыми функциями-членами.

Более конкретно, каждый класс имеет 3 поля: имя вверху, атрибуты прямо под именем, операции/поведение внизу. Связь между различными классами (представленная соединительной линией) составляет диаграмму классов. В приведенном выше примере показана базовая диаграмма классов.

Объектов

Когда обсуждают структурные диаграммы UML, нужно углубиться в понятия, связанные с информатикой. В разработке программного обеспечения классы рассматриваются, как абстрактные типы данных, тогда как объекты являются экземплярами Например, если есть «Автомобиль», который является общим абстрактным типом, то экземпляром класса «Автомобиль» будет «Ауди».

Диаграммы UML-объекта помогают разработчикам программного обеспечения проверить, генерирует ли генерированная абстрактная структура, представляет собой жизнеспособную структуру при реализации на практике, то есть, когда объекты создаются. Некоторые разработчики считают это вторичным уровнем проверки точности. Она отображает экземпляры классов. Точнее, общий класс «Клиент» теперь имеет фактического клиента, например, под названием «Джеймс». Джеймс является экземпляром более общего класса и имеет одинаковые атрибуты, однако, с заданными значениями. То же самое было сделано с учетной записью «Счета и сбережения». Они оба являются объектами их соответствующих классов.

Развертывания

Диаграммы развертывания используются для визуализации взаимосвязи между программным и аппаратным обеспечением. Чтобы быть более конкретным, с диаграммами развертывания можно построить физическую модель того, как программные компоненты (артефакты) развертываются на аппаратных компонентах, известных как узлы.

Типичная упрощенная схема развертывания для веб-приложения будет включать:

  1. Узлы (сервер приложений и сервер баз данных).
  2. Артефакты схема клиентского приложения и базы данных.

Диаграмма пакетов похожа на макросбор для диаграмм UML развертывания, которые мы объясняли выше. Различные пакеты содержат узлы и артефакты. Они группируют диаграммы и компоненты модели в группы, подобно тому, как пространство имен инкапсулирует разные имена, которые несколько взаимосвязаны. В конечном итоге пакет также может быть создан несколькими другими пакетами, чтобы отображать более сложные системы и поведение.

Основная цель диаграммы пакета - показать отношения между различными крупными компонентами, составляющими сложную систему. Программисты находят эту возможность абстракции хорошим преимуществом для использования диаграмм пакетов, особенно когда некоторые детали могут быть исключены из общей картины.

Как и любая другая вещь в жизни, чтобы что-то сделать правильно, нужны правильные инструменты. Для документирования программного обеспечения, процессов или систем используют инструменты, которые предлагают аннотации UML и шаблоны диаграмм. Существуют различные инструменты документации по программным средствам, которые могут помочь нарисовать диаграмму.

Они обычно делятся на следующие основные категории:

  1. Бумага и ручка - это легко. Берется бумага и ручка, открывается синтаксический код UML из Интернета и рисуется любой тип диаграммы, который нужен.
  2. Онлайн-инструменты - существует несколько онлайн-приложений, которые можно использовать для создания диаграммы. Большинство из них предлагают платную подписку или ограниченное количество диаграмм на свободном уровне.
  3. Бесплатные онлайн-инструменты - это почти то же самое, что и платные. Основное различие заключается в том, что платные также предлагают учебные пособия и готовые шаблоны для конкретных диаграмм.
  4. Настольное приложение - типичное настольное приложение для использования для диаграмм и почти любая другая диаграмма - это Microsoft Visio. Он предлагает расширенные возможности и функциональность. Единственным недостатком является то, что нужно заплатить за это.

Таким образом, совершенно очевидно, что UML - важный аспект, связанный с разработкой объектно-ориентированного ПО. Он использует графическую нотацию для создания визуальных моделей системных программ.

В продолжение темы:
Модемы

Здравствуйте, уважаемые друзья. Сегодня речь пойдёт про конечные заставки YouTube. Функция появилась, относительно, недавно и её можно использовать в своих видео.Если помните,...